Весьма дорогостоящая система лазерного сканера (LIDAR), которая устанавливается практически на всех существующих автомобилях-роботах для обнаружения препятствий, других автомобилей, пешеходов и велосипедистов, является потенциально уязвимым местом систем автоматического вождения. Джонатан Петит (Jonathan Petit), ведущий исследователь из компании Security Innovation, занимающейся технологиями безопасности программного обеспечения, продемонстрировал, что лазерная система автомобилей-роботов может быть взломана простейшим устройством, стоимостью порядка 60 долларов, которое заставит систему автомобиля видеть автомобили, пешеходов и другие объекты, которые не существуют в реальности.
"Я могу воссоздать лазерное эхо от "виртуального" автомобиля и разместить его в любом местоположении по моему усмотрению" - рассказывает Джонатан Петит, - "Все тоже самое я могу сделать и по отношению к виртуальным пешеходам, зданиям и любым другим объектам".
Используя простое лазерное устройство "нападавшие" смогли поставить систему управления автомобилем в тупик, заставив ее увидеть целую толпу окружающих ее несуществующих пешеходов и других автомобилей. Это вынудило систему совершить полную остановку. Но, используя подобные воздействия, злоумышленники будут способны не только останавливать автомобили, но и оказывать влияние на скорость и траекторию их движения.
"Созданное нами устройство представляет собой лазерную указку с некоторой долей интеллекта. А в качестве "мозга" такого устройства может выступать любой малогабаритный вычислитель, такой, как Raspberry Pi или Arduino" - рассказывает Джонатан Петит, который уже достаточно давно занимается поисками уязвимостей систем автомобилей роботов, - "Автомобили-роботы принимают решения на основе поступающей им информации. Если ему на вход дать соответствующую информацию, то можно добиться принятия им нужных злоумышленникам решений".
Создавая технологию лазерного взлома, Джонатан Петит произвел запись импульсов, генерируемых системой IBEO Lux, которая является одной из самых распространенных LIDAR-систем. Эти импульсы, в силу своей природы и принципов работы лазерного сканера не могут быть закодированы и зашифрованы, что предоставляет достаточно простой метод взлома системы. "Единственная хитрость заключается в обеспечении синхронизации и наведения устройства взлома на приемник лазерного сканера, Если все правильно настроено и работает, то можно обмануть лазерный сканер, заставив его видеть то, чего не существует в реальности".
Устройство Джонатана Петита способно создать иллюзию "поддельного" автомобиля или пешехода, удаленного от автомобиля-робота от 20 до 350 метров. Но система сейчас работает только для одного вида лазерного сканера - IBEO Lux. "Но я не думаю, что изготовители других подобных систем уделяли внимание препятствованию возможности обмана их систем. Поэтому схожая технология должна работать и по отношению к другим типам LIDAR-сканеров".
Факт того, что атака на лазерную систему автомобиля-робота может быть выполнена без уведомления его пассажиров и водителя, заставил других специалистов, в частности Карла Иэгнемма из группы Robotic Mobility Group Массачусетского технологического института принять ответные меры. "Система, которая управляет автомобилем, должна быть на 100 процентов надежна. Пока еще не существует подобных систем, но мы всеми силами стремимся к их созданию. От попытки воздействия атаки на лазерный сканер избавиться можно относительно просто, для этого достаточно скомбинировать данные, получаемые различными системами и отбросить нерелевантные данные, которые не подтверждены сигналами от других систем, к примеру, от оптической, радарной или ультразвуковой".
Источник: www.dailytechinfo.org
|