У людей он вызывал противоречивые чувства. Те, кто его хорошо и близко знал – любили, потому что за маской клоуна скрывался глубокий, образованный и нежный человек. А у некоторых, кто видел его со сцены или слышал по радио и ТВ, он не всегда вызывал положительные эмоции – матерился, выглядел нелепо, кривлялся, поясничал. Но сейчас он ушел – и оставил пустоту в душах всех. Потому что в жизни всем нам не хватает тепла и улыбки, а он умел дарить их как никто.
Трахтенберг – из Питера. Он оставался питерцем всю жизнь, хотя последние годы жил в Москве.Особо примечал питерских журналистов. С одним из них - Михаилом Садчиковым – просто дружил.
Вот отрывки из одного из последних интервью…
- Роман, вы не устали от своего образа?
- Но мне действительно нравится, как я выгляжу, чем занимаюсь. Считаю, жизнь удалась! Я никогда всерьез не занимался ни телевидением, ни радио. Если звонят, просят - пожалуйста! Моя основная работа - это клуб, кабаре. То, что не так много людей видели. Радио, ТВ - это все рафинад. Настоящая моя жизнь в клубе происходит. Именно там я могу суммировать все свои знания и умения. Я ведь по образованию режиссер. У меня есть и научная работа, на которую, к сожалению, остается мало времени. Кандидатскую диссертацию я защитил в 1999-м году, до докторской, думаю, не скоро доберусь.
- В Интернете написано, что вы защитили кандидатскую диссертацию по неформальной лексике…
- Вранье. Надо меньше залезать в Интернет. Я защитил кандидатскую по фольклору.
Никогда не считал себя ни филологом, ни специалистом по нормативной лексике.
- Вы ведь и преподавали в вузе!
- Продержался в этой роли всего 42 дня. Потому что понял простую вещь: эти сволочи, студенты, не хотят учиться! Они пришли, чтоб их научили. А когда я сам был студентом, то понимал: это мне нужно учиться. Если я не освою свою профессию, потом будет поздно.
И студентом я был ершистым. Со мной ругались все преподаватели, потому что я порол правду-матку: "Почему вы нам преподаете не то, что заложено в учебном плане?" Я и сейчас из тех, кто будет кричать: "В зоопарке льву не докладывают мяса!" Я всегда жил честно и занимался честным бизнесом.
- Есть ли в России человек, что знает анекдоты лучше, чем вы?
- Нет, конечно! Но я не занимаюсь анекдотами..
- А чем же?!
- Фольклором. Меня, например, всерьез интересуют обряды. А анекдоты постольку поскольку. Хотя на радио говорят, что у меня самая рейтинговая программа в России.
- Зато на ТВ вас не стало! Попросили, или вы сами ушли?
- На ТВ я три года назад закрыл программу "Деньги не пахнут", так она воняет до сих пор. До недавнего времени меня не пускали в приличные дома. Чтобы где-то провести приличную "пьянку", заработать хороших денег - нет.
- А что за история с этой ТВ-передачей?
- Когда я начинал делать "Деньги не пахнут", то старался вложить туда конкретную просветительскую идею: "Ребята, нельзя за деньги делать все!" Призывал телезрителей: мол, посмотрите на этих больных, что за деньги готовы стать всеобщим посмешищем. Но через какое-то время я убедился, что моя передача вредная. Все стали говорить: посмотрите, какие замечательные ребята, и какое чудовище Трахтенберг!
Я постарался закрыть эту передачу, как можно быстрей. Но она потом еще долго шла в повторах, а у меня не было права перекрыть и это.
- Когда родятся ваши новые ТВ-проекты?
- Хватит! Хочется чего-то серьезного. А если и юмор, то, по крайней мере, не "Комедии Клаб".
- Чем вам не угодил "Комеди Клаб"? Может, просто завидуете их бешеной популярности?
- "Комеди Клаб" показал, что произошла переоценка моральных ценностей. Молодежь у нас деградирует, мы видим мутантов, что не знают классики, читают непонятно что. Зачем им Тургенев, Достоевский, Гоголь, если у них есть "Человек-паук"! Тот юмор, которым занимаюсь я (а он основан на классике!), уже не понятен нынешним двадцатилетним. А вот "Комеди Клаб" понятен. Но, ребята, то, что делает "Комеди Клаб" - это кретинизм… Очень показательный был пример, когда я работал в Алма-Ате. Публика через десять минут выступления резидентов "Комеди Клаба" кричала: "Валите со сцены! Не смешно!" Детям смешно, людям чуть постарше - нет. Если по телевизору, когда их много, можно что-то с помощью монтажа нарезать, там девки, сиськи, крутизна. А вот когда ты на сцене, один на один, это не катит. Когда люди пришли и заплатили 200 долларов за билет, они молчать не будут: "Валите со сцены!"
- А вам легко деньги даются на всяческих корпоративках и презентациях?
- Меня спрашивают: Рома, почему ты красишься? Да потому, что я весь седой. А поседел после одной вечеринки в Киеве.
- Господи, а что там было? Вам угрожали?
- Никто меня не собирался убивать, не угрожал. Просто случилась чудовищная накладка. Я выхожу на сцену, объявляю звезду, а мне говорят, что артиста нет, иди, объявляй другого. Выхожу, объявляю, а его тоже нет! В этот момент появляется первая группа. И такая чехарда продолжалась на двадцать один выход. Ведущий всегда остается крайним. Нервная профессия…
- Роман, с вами так приятно пообщаться! Может, выпьем по чуть-чуть!
- Извините, на работе не пью.
- Ну, тогда поделитесь тостом!
- Это - пожалуйста! В мужской компании я часто предлагаю: "Давайте выпьем за прекрасных и умных дам! И за других мифологических существ!"
Мужчинам также желаю выпить за везение! Потому что, если нам, мужчинам, повезет, мы обязательно встретим в жизни свою половинку, а если очень повезет, то - настоящую целую бабу!
А женщинам что пожелать? Чтоб у них всегда было три зверя: норка на плечах, "ягуар" в гараже и один баран, который за все это платит.
Источник: OnAir
|