Ведущий "Большой политики" на телеканале "Интер" объяснил, почему в Украине нет собственных журналистов высокого класса.
- Евгений, почему вы, российский журналист, согласились вести программу об украинской политике?
- Я уже два года работаю в Украине и считаю себя украинским журналистом. Но паспорт у меня российский. Вы наверняка знаете ведущего Первого российского канала Владимира Познера. Почему-то его никто не называет американским журналистом. Хотя он гражданин США, родился во Франции, его отец был русским эмигрантом, мать – француженка, провел детство в Америке. Только в лет 20, не зная ни слова по-русски, он со своим отцом, который по политическим соображением вернулся в СССР, приехал жить в Москву. Познер – российский журналист франко-американского происхождения, который имеет гражданство США. Я - украинский журналист российского происхождения, который имеет гражданство Российской Федерации.
Что касается политики. Политика, как медицина и многие другие отрасли человеческого знания – устроена везде одинаково. Достаточно просто разобраться в местных реалиях, истории и затем совершенно спокойно можно анализировать, прогнозировать, раскладывать по полочкам и рассказывать ТВ-аудитории, как устроена украинская политика. Нужно просто знать предмет, а законы политической жизни везде одинаковы. Политология – наука, которая в равной мере применима к России, Украине, США, какой-то стране Африки, юго-восточной Азии...
- Что необходимо сделать Украине, чтобы появились свои журналисты такого уровня как вы и Савик Шустер?
- Я не знаю, почему так сложилось, что в Украине нет ярких телеведущих, выросших в местных условиях. Знаю, раньше были хорошие журналисты, с которыми мне приходилось иметь дело. Однако все они куда-то исчезли. Некоторые сейчас находятся в процессе карьерного роста - перешли на менеджерскую работу. Это относится к очень талантливому журналисту Александру Ткаченко, с которым я сотрудничал в первой половине 1990-х годов, когда вел программу "Итоги". Александр регулярно делал для нас большие подробные материалы о событиях в Украине. Сейчас Ткаченко гендиректор украинского телеканала "1+1".
Есть, наверное, инерция советских традиций - в СССР так уж было устроено, что как только талантливые люди в Украине чуть-чуть выбивались из общего ряда, их тут же, как пылесосом, тогдашняя кадровая система затягивала в Москву или, на худой конец, в Ленинград. И это приводило к оскудению интеллектуальной элиты, к отсутствую сильных профессиональных школ в некоторых областях. Наверное, это отразилось и на журналистике. Многие талантливые ребята, которые начинали здесь, стремились уехать в Россию. Так была устроена жизнь – вершины карьеры достигались, как правило, в Москве.
В результате, когда СССР распался и Украина стала независимой, строить собственную независимую школу постсоветской журналистики оказалось гораздо труднее, чем в Москве или Питере.
Выращивание собственных звезд - процесс долгосрочного телевизионного менеджмента. Нужно приглядываться к молодым ребятам, работать с ними. Умный, хороший главред этих людей вычисляет, разговаривает с ними, учит их, начинает осторожно продвигать. У меня такое ощущение, что на многих каналах у ТВ-менеджеров нет такой привычки. Возможно, в этом причина. Поэтому в Украину пригласили Савика Шустера, меня... Поверьте, я не обивал пороги украинских каналов. "Интер" меня сам нашел.
- Будете ли вы вести программу "Большая политика" на украинском?
- Мечтал бы, но не буду. Активное владение языком требует больших навыков. Любой профессиональный лингвист скажет вам, что в моем возрасте (а мне уже за 50) выучить иностранный язык так, чтобы говорить на нем свободно, без режущего слух акцента, без очевидных грамматических ошибок – задача практически неразрешимая. Так уж устроены человеческие мозги. Вы хотите, чтобы я вел программу по-украински, мучительно подыскивая слова, с чудовищным русским произношением, с грамматическими ошибками?! Зачем же я себя буду выставлять на посмешище, коверкать такой замечательно красивый украинский язык?! В Украине большинство населения понимает русский, вести на нем передачу не возбраняется. Кстати, у Савика Шустера, насколько я знаю, такое же отношение к этой проблеме.
- Какие у вас отношения с Савиком Шустером?
- Приятельские. Мы давно знакомы. Наверное, лет 20 уже. Когда в 2001 году я вынужден был с НТВ уйти, Савику предложили вести политическое ток-шоу, которое некогда создал и вел я. Должен отдать ему должное: он согласился при условии, что изменится формат и название программы, потому что посчитал неэтичным вести программу, которая с точки зрения авторства была моей. Савику я также очень признателен за то, что два года назад, когда я только приехал в Украину, он начал меня приглашать в студию своей передачи "Шустер. LIVE" по будням. Благодаря этому я смог обрасти связями, получил первый опыт работы в украинском эфире.
Мы с Савиком конкуренты, работаем на разных каналах. Но я рад, что это никак не отражается на наших отношениях. Мы люди взрослые, много чего повидали на своем веку и понимаем: не нужно смешивать профессиональную конкуренцию и личные взаимоотношения.
Источник: КП
|