31 августа 1987 года в американских магазинах появился третий сольный альбом Майкла Джексона BAD. О том, как создавалась пластинка, как снимались видеоклипы к песням с альбома и о муках творчества рассказывает документальная лента Спайка Ли «BAD 25».
1 сентября 1987 года. Майкл Джексон рассказывает, насколько важен для него альбом. «Я хотел сделать что-то совсем новое», — говорит он своим почти детским голосом, о котором будет сказано в фильме Спайка Ли многое. В частности, можно будет узнать, как певец пытался изменить его — Джексон стеснялся своего тембра, и иногда пытался понизить его в разговоре. Впрочем, это, конечно, не главная тема фильма.
Запись BAD стала для Джексона настоящим испытанием. Предыдущий альбом стал настоящим блокбастером: Thriller, выпущенный в 1982 году, разошелся стомиллионным тиражом, получил рекордное количество премий «Грэмми» и всемирное признание. Как можно превзойти такой успех? Ли задался вопросом, как создавался третий сольник певца, за которым последовал самый успешный в истории музыки тур, длившийся до 1989 года.
Уже тогда, в конце 80-х, личная жизнь певца вызывала нездоровый интерес прессы. Сон в барокамере и желание Джексона приобрести кости Человека-Слона — такого рода истории гораздо больше волновали журналистов и публику, нежели его творчество. Покупка музыкантом каталога песен Beatles подбросила дров в костер славы певца. «Как будто Майклу запрещалось быть бизнесменом», — рассказывает один из героев фильма. На волне всей этой истерии, Джексон сочинял музыку к BAD. Чтобы не соревноваться с самим собой, Джексону предлагали издать альбом кавер-версий его любимых композиций — превзойти Thriller представлялось невозможным. Однако музыкант решил иначе.
В итоге BAD стал первым в истории музыки альбомом, пять синглов с которого занимали первые строчки чартов. Видеоклипы на песни с альбома вошли в историю — особенно работа Мартина Скорсезе. Режиссер «Таксиста» ставил видео на заглавную композицию альбома. Впрочем, сам Джексон называл свои клипы исключительно «короткометражными фильмами».
В тридцатиминутной короткометражке BAD, ровно как и на обложке альбома, певец предстал перед публикой в совершенно новом имидже. Было решено сделать упор на отношения певца с девушками — снимать клипы с симпатичными моделями, а самого Майкла несколько лишить образа пай-мальчика.
Обложку альбома изначально хотели сделать похожей на фотографию Глории Свансон из 30-х годов, на которой лицо актрисы закрыто вуалью. Джексона сфотографировали сквозь узорчатую вуаль, но музыкант был категорически против. В итоге во время съемки со Скорсезе, усталого Джексона сфотографировали — и этот снимок вошел в историю.
Спайк Ли взял интервью у самых разных людей, работавших с певцом — от музыкантов и хореографов до телохранителей и режиссеров. Все отзываются о Джексоне с необычайной теплотой, а в конце, когда Ли задает вопрос «где вы были, когда узнали о его смерти», никто не может сдержать слез.
Благодаря Michael Jackson Estate, режиссер получил доступ ко множеству архивных и доселе никем не виденных материалов. «Я решил сконцентрироваться на творчестве, — сказал Спайк на пресс-конференции. — Ведь после его смерти все упорно пережевывают самые разные сплетни и скандалы, забыв, каким великим артистом был Майкл Джексон. Меня интересовал исключительно творческий процесс. Кровь и пот. Майкл был гением. А как и все гении, он никогда не был доволен результатом своих трудов. Кроме того, великие не повторяют себя. Так что я хотел показать, каким сложным для него было время работы над этим альбомом».
Ли в футболке с Джексоном появился на пресс-конференции под шквал аплодисментов. Он рассказал, что всего на 2 года старше певца, но тем не менее, рос под его музыку. «Да что там! Я хотел быть Майклом Джексоном! — признался Спайк. — Поэтому я, как и многие, не поверил в его смерть. Помню, как был тогда на пресс-конференции на Каннском фестивале, когда узнал об этом. Врать не буду, но меня самого поразило, насколько это известие выбило меня из колеи. Оказалось, что на iPod у меня с собой был всего один альбом Майкла, так что по возвращению в Нью-Йорк, я скупил все возможные издания его пластинок и синглов. На протяжении года семья меня ненавидела — я слушал только Майкла Джексона».
Узнал ли Спайк время работы над фильмом что-то новое о Джексоне? «Разумеется! Больше всего меня поразило, что в Smooth Criminal есть омаж фильму «Театральный фургон» с Фредом Астером! По-моему мы очень круто смонтировали фрагменты в нашем фильме и сразу видно: это не плагиат, а именно омаж!»
Всего будет выпущено три версии BAD 25. Одна — та, премьера которой состоялась сегодня на Венецианском кинофестивале, вторая сокращенная версия для телевидения и третья, режиссерская, которая выйдет на видео. Прокатная судьба картины в России пока покрыта мраком.