Компания J’son & Partners Consulting представила результаты исследования стратегий телеком-операторов в сфере мобильных приложений.
Во всем мире у операторов сотовой связи наблюдается снижение доходов от голосовой связи и SMS/MMS. Причиной этого служит два фактора: конкуренция между операторами и изменение модели потребления коммуникационных услуг абонентами.
Операторы, стремясь обеспечить высокую доходность, стараются играть на смежных рынках, и рынок мобильных приложений и его инфраструктура представляют для них одно из приоритетных направлений развития.
На сегодняшний день мобильные приложения находятся на пике своей популярности. Увеличивается количество разработчиков мобильных приложений, количество доступных приложений и число их загрузок. Все больше компаний заинтересованы в разработке своего приложения, которое поможет им добиться успеха в своей отрасли и обойти конкурентов. Если раньше рынок мобильных приложений являлся сегментом рынка мобильного контента, то в настоящее время он выделился в отдельное направление.
Основными игроками на рынке мобильных приложений являются следующие магазины: AppStore, Google Play, Windows Phone Store, а также BlackBerry App World, Nokia Ovi Store, Samsung Apps и другие.
Рынок мобильных приложений зародился в 2008 г. Первой компанией, запустившей инновационную модель распространения приложений, стала Apple. Впоследствии на данный рынок вышла компания Google, создав серьезную конкуренцию Apple. Сотовые операторы, изначально распространявшие мобильный контект по модели VAS, с появлением новых платформ изменили свою роль на рынке мобильных приложений. В настоящий момент они активно интегрируются в новую модель распространения контента. В исследовании приведена ретроспектива рынка мобильных приложений с обзором изменения ключевых показателей.
Эксперты J'son & Partners Consulting прогнозируют рост объема рынка мобильных приложений. Снижение темпов роста рынка не отразится на его стоимостных значениях. По прогнозам экспертов J'son & Partners Consulting, рынок хоть и замедлит темпы роста, но расти будет стремительно.
Объем рынка мобильных приложений в мире на конец 2013 г. составит $16,3 млрд, а в 2016 г. этот показатель достигнет значения в $65,8 млрд.
По прогнозам экспертов J'son & Partners Consulting, российский рынок мобильных приложений будет расти медленнее, чем западный рынок в ближайший год, а в 2014-2016 гг. темпы роста российского рынка буду выше мировых. Тем не менее, уверенные темпы роста сохранятся до 2016 г. и объясняются возрастающей популярностью мобильных приложений и активным их предложением со стороны магазинов приложений, а также мобильных операторов. Кроме того, появляются новые сегменты применения мобильных приложений.
По оценкам экспертов J'son & Partners Consulting, в 2013 г. объем рынка мобильных приложений в России составит около $246 млн, и достигнет $1158 млн к 2016 г. Среднегодовые темпы роста составят 171% в период 2013-2016 гг.
Среди основных драйверов эксперты J'son & Partners Consulting выделяют: снижение стоимости общения через мобильные устройства; рост проникновения планшетных компьютеров; рост влияния мобильных социальных сетей; развитие электронной коммерции; появление новой мобильной платформы Windows 8; строительство сетей четвертого поколения LTE; изменение модели потребления – глобальная мобилизация; рост популярности геопозиционирования.
Основными барьерами рынка являются: сложность оплаты для пользователей развивающихся рынков и низкая осведомленность пользователей о возможностях мобильных приложений.
Мобильные операторы получают свой доход от передачи голосовой и неголосовой связи или VAS-услуг. В настоящее время рынок передачи голосовой связи в России и мире приближается к своему насыщению, поэтому мобильные операторы стремятся развивать дополнительное направление для своих абонентов – неголосовые услуги, которые также называются VAS, дополнительные мобильные сервисы или просто дополнительные услуги.
Операторы во всем мире превращаются в игроков, зарабатывающих на телевизионном и музыкальном контенте, приложениях, мобильной рекламе. Мобильные операторы стремятся мотивировать абонентов пользоваться VAS-услугами. Потребителями VAS-услуг являются как частные, так и корпоративные клиенты.
VAS – Value Added Services (услуги с добавленной стоимостью) – в сфере сотовой связи под данным термином подразумеваются все неголосовые услуги и услуги, не связанные с передачей CSD-данных и факсов.
По оценкам компании Ovum в 2012 г. объём мирового рынка VAS вырос на 22% с $257 млрд до $315 млрд. Прогнозируется, что к 2016 г. их объем достигнет 419 млрд при CAGR 7,2%. Основной вклад в рост доходов от неголосового бизнеса внесет развитие спроса на мобильный широкополосный доступ в интернет. К 2016 г. данные доходы достигнут 217 млрд при CAGR 17%. Основным драйвером сегмента является рост спроса на смартфоны и планшеты.
По оценкам аналитиков компании J’son & Partners Consulting, российский рынок услуг с добавленной стоимостью вырастет с 266 млрд руб. в 2013 г. до 405 млрд руб. в 2016 г.
Основные тенденции на рынке контентных VAS – это стандартизация предложения VAS и монополизация отрасли, увеличение доли VAS в структуре выручки телеком-операторов. Кроме того, увеличение доли смартфонов способствует росту выручки от контекстных VAS-услуг мобильных операторов.
C ростом продаж смартфонов на российском рынке расширяется и спектр операторских мобильных сервисов и доход от них.
Среди основных драйверов рынка VAS эксперты J'son & Partners Consulting выделяют: развитие интернета; рост проникновения 3G сетей на территории России, а также создание и развитие сетей LTE в России; рост продаж коммуникаторов/смартфонов; появление новых моделей смартфонов и планшетов с поддержкой LTE; падение тарифов на основные услуги и замедление притока новых абонентов.
Как отмечают в J'son & Partners Consulting, операторы разрабатывают стратегии к увеличению доходов от VAS. Например, они запускают тарифные планы для смартфонов, которые позволяют увеличить ARPU от пользования VAS, а также приобретают компании, производящие VAS.
В исследовании рассматривались стратегии мировых телекоммуникационных операторов – China Mobile, Vodafone, Telefonica, Orange, Airtel, America Movil, AT&T, Verizon, а также российских операторов: МТС, «Билайн» и «Мегафон».
В результате исследования были выявлены ряд стратегий, которые используются телекоммуникационными операторами: создание собственных приложений и магазинов мобильных приложений, интеграция операторского биллинга в мобильные приложения, продажи мобильных телефонов и смартфонов со встроенным набором мобильных приложений оператора, создание специального сообщества разработчиков мобильных приложений с определёнными инструментами и сервисами, создание платформы для разработки мобильных приложений, разработка собственных операционных систем для смартфонов, разработка и внедрение платформ для продажи контента и др.
Источник: CNews
|