Сегодня очередной телесезон подошел к концу. И пока руководство остальных каналов подводит итоги и готовится к заслуженному отдыху, в кабинетах программной дирекции НТВ вовсю кипит работа. “МК” встретился с заместителем гендиректора телекомпании Александром Нечаевым, чтобы выяснить, как в следующем сезоне будут меняться вкусы аудитории в целом и вещание НТВ в частности.
- Александр, сезон окончен. Время подводить итоги...
- С точки зрения экономических показателей, которые зависят от рейтингов, результатами прошедшего сезона мы довольны. Канал НТВ сохранил твердую позицию в тройке лидеров отечественного телевещания. При этом мы сумели провести несколько успешных экспериментов в области программирования, открыли для зрителей новые жанры и сделали ощутимый задел на следующий сезон.
Открытием и самым ярким событием завершающегося сезона, вызвавшим наибольший резонанс и у критиков, и у зрителей, стал проект Алексея Егорова "Мясо. История всероссийского обмана"... - Производство подобного контента - это способ сэкономить на производстве сериалов во время кризиса?
- Хорошо сделанная еженедельная программа может стоить и подороже некоторых сериалов. Полтысячи человек массовки, свет, дым, камеры, командировки - об экономии говорить не приходится. Конечно, любой содержательной программе пока еще сложно конкурировать с сериалами - велика сила инерции, зрительской привычки. Но, во-первых, показатели популярности программной линейки за сезон демонстрируют хороший рост, а во-вторых, сравнивать рейтинги разговорных программ и сериалов - все равно что рассуждать, кто сильнее - боксер или профессор. Это разные жанры, у них разные задачи и разный зритель. Профессор не должен драться с боксером, он занимается развитием общества, к которому, между прочим, относятся и боксер, и его дети.
При этом преимущество сериалов не такое уж значительное. Наоборот, по итогам сезона практически все наши вечерние программы превышают среднюю долю канала. Это значит, что в 22.00 НТВ смотрят не только наши постоянные зрители, но и те, кто устал от сериальной однообразности на других каналах или просто нуждается в более содержательном наполнении своего телевизионного вечера. - НТВ долгое время был каналом двух "ЧП" - "Чрезвычайного происшествия" и "Чистосердечного признания". В этом сезоне появилось третье - "Честный понедельник".
- Ну, можно сказать, что эта программа создавалась в режиме ЧП - практически на живую, но это единственное, чем она связана с обзорами происшествий. "Честный понедельник" - во многом экспериментальный формат, программа от выпуска к выпуску менялась прямо на глазах у зрителей. И, судя по рейтингам, к концу сезона набрала ход, нашла своего зрителя - последние выпуски смотрели больше 15% россиян. В новом сезоне формат "Честного понедельника" несколько изменится: мы немного притушим атмосферу митинга, которая царит у Минаева в студии.
Согласитесь, когда над вами довлеют пятьсот человек аудитории в студии, а ведущий искусно накаляет страсти, гостям довольно сложно четко и аргументированно выражать свою точку зрения. Мы же хотим увеличить долю значимости и серьезности произносимого в программе, продолжая привлекать в качестве гостей "лидеров мнения" - ведущих политиков, бизнесменов, общественных деятелей. Потенциал очевиден - ток-шоу Минаева выходит в понедельник, а значит, во многом формирует тематическую повестку наступающей недели. - К слову сказать, "Честный понедельник" многое взял у передачи "К барьеру!". А кроме него вы планируете запустить еще три подобных шоу. Не вызовет ли это перенасыщение у зрителей?
- На федеральных каналах в прайм-тайм подобных шоу просто нет, а потребность в них совершенно очевидна. Поэтому скорее уместно говорить о дефиците такого продукта, а не его переизбытке. Российскому телевидению совершенно необходимо появление нового жанра - дискуссии, имеющей содержание и вес. Сейчас ни на одном канале нет разговорного шоу, которое бы, как в Америке или Европе, обсуждали на следующее утро во всех новостях. Но такая программа не может существовать в единственном экземпляре. Общество неоднородно, различные социальные группы интересуются совершенно разными вещами.
Для удовлетворения общественного интереса к дискуссии должна появиться критическая масса - много площадок, где обсуждаются разные, но всегда актуальные темы. И обязательное условие - новые лица, и ведущих, и экспертов. Круг участников дискуссии должен расшириться, иначе мы никогда не сможем вывести обсуждение за пределы пула привычных "говорящих голов", переходящих с канала на канал.
- Большая доля успеха таких шоу в правильном подборе ведущего.
- Именно поэтому в новом ток-шоу НТВ, которое в условиях повышенной секретности сейчас готовится к сезону, будет не один, не два, а нескольких ведущих, которые к тому же будут меняться в зависимости от темы выпуска. Невозможно в рамках одной и той же программы одними и теми же силами содержательно обсуждать, например, современное искусство и реформы в армии. Для каждой темы нужен свой подход, свой ведущий, даже в чем-то - свой формат. - Кто станет этими ведущими?
- Достаточно неожиданные фигуры, с одной стороны, с другой - люди, которых на НТВ давно не видели. И наконец, НТВшные ведущие, которые сейчас заняты в других программах. Ничего более конкретного пока сказать не могу: пока будем нагонять туман, чтобы случайно не раскрыть карты раньше времени. Единственное, что могу определенно сказать уже сейчас: этот проект должен стать новым словом в современном разговорном телевидении.
- А кроме этого сверхсекретного проекта сетку вещания НТВ ждут изменения в новом сезоне?
- Безусловно, и их будет немало. Во-первых, будем корректировать и четче фокусировать форматы уже имеющихся передач, во-вторых - запускать новые.
Изменения коснутся нашего пятничного музыкального шоу "Суперстар". Мы и так каждый год радикально меняли формат этой программы, сохраняя только название. Теперь каждый выпуск нового "Суперстара" будет посвящен отдельной теме или персоне. Схожий принцип в завершившемся сезоне был успешно опробован в "Суперстар. Бенефисах". Достаточно вспомнить, какими яркими событиями стали "Крутые 90-е. Счастливые песни смутного времени", бенефис "Ласкового мая" или "Концерт-исповедь Любови Успенской" - музыкальное шоу, занявшее почетное третье место среди программ своего жанра, уступив по итогам сезона только финалу "Евровидения" на Первом канале и прощальным концертам Примадонны на "России".
Обновится "Главный герой". Будем менять и содержание, и хронометраж, двигаться в сторону от привычного сборника репортажей. А то у людей появляется ощущение, что у нас программы перемешались друг с другом. Зритель не ждет в "Главном герое" сюжетов, уместных в "Программе максимум", - журналистских расследований и вообще остросоциального репортажа. В обновленном "Главном герое" их и не будет.
Не стоит забывать и о новых сериалах. Мы приготовили немало заметных премьер, а особенно хочу отметить долгожданное продолжение "Глухаря" с Максимом Авериным в главной роли, встреча с которым ждет зрителей уже осенью. Это, пожалуй, первый за долгое время сериал, показавший настоящую жизнь ровно так, как мы видим ее каждый день на улице. И эта правда жизни, непридуманные персонажи и узнаваемые обстоятельства встретили живой отклик у зрителя. Я больше скажу: у "Глухаря" есть потенциал вырасти в такой же долгоиграющий сериальный проект, каким стали "Улицы разбитых фонарей", продолжающиеся уже больше 11 лет. - А что насчет новых проектов?
- Еще летом мы запустим несколько новых программ. Уже в июле стартует "Средний класс" - передача с говорящим названием, которая призвана вернуть содержательное дневное телевидение. Очень долго каналы не уделяли этому сегменту вещания должного внимания, считая, что днем телевизор смотрят только домохозяйки и пенсионеры. Сейчас же ситуация изменилась. Многие дома работают. Появилось немало молодых семей, где один из родителей проводит день с детьми.
Кроме того, наметилась тенденция к развитию офисного телесмотрения. Пусть и в фоновом режиме, с уменьшенной громкостью, но телевизор работает почти в каждом офисе. Этой социально активной части населения, которое и является российским средним классом, на ТВ сегодня днем смотреть просто нечего. Наша новая передача "Средний класс" будет адресована именно такому зрителю. А что интересует средний класс? В первую очередь - все, что связано с личным и семейным бюджетом: как распорядиться недвижимостью, потратить накопленное, есть ли смысл связываться с акциями, выбирать платное или бесплатное образование, медицину. "Средний класс" на НТВ стартует буквально через неделю.
Еще вместе с Максимом Кононенко, он же Мистер Паркер, мы сейчас создаем новую программу под рабочим названием "Коллекция глупостей". В ней будет отслеживаться маразм и идиотизм, ежедневно происходящий на наших глазах. Достаточно вспомнить недавний случай, когда к приезду первого лица в одном из городов заасфальтировали железную дорогу. Да что говорить, в необъяснимом рвении в производстве глупостей у нас соревнуются все: от коммунальных служб и мелких чиновников до правоохранителей и самих обывателей. Мистер Паркер выступит в роли такого современного Салтыкова-Щедрина, замечающего разного рода обыденные, но от этого не менее вопиющие глупости. В этом смысле со времен Михаила Евграфовича у нас мало что изменилось.
Как я уже сказал, мы будем развивать успех документального проекта "Мясо" - расставим точки над "i" в еще нескольких крайне актуальных темах.
Расширится на нашем канале и спектр научно-популярных и даже просветительских программ - свои новинки в этом жанре представят Алексей Пивоваров и вернувшийся на канал Павел Лобков.
Вообще, подводя итог, надо признать: назрела потребность в более содержательном телевидении. Долгие годы зритель голосовал пультом за телевидение-праздник, отдавая предпочтение в основном развлекательным и юмористическим программам. Теперь же, во многом из-за изменений в экономике и общественной жизни, снова проснулся интерес к новостям, к аналитике, к дискуссии, даже к более содержательному юмору. И канал НТВ, который никогда не боялся экспериментов, готовит зрителям свой как всегда острый и интересный ответ.
Источник: Телекритика
|