Об изменении стоимости телепроизводства, реальных и не реальных ценах, взаимоотношении с каналами, телеаутсорсинге, а также об экономической йоге и феномене теледоллара, рассказала Марина Квасова, директор продакшн-студии «Activ Vision».
- Как в новых условиях изменилась ценовая политика телепроизводства? - По сравнению с докризисным периодом цены на создание программ упали минимум на 40%. Мы и не подозревали, что возможно создание настолько дешевых проектов. Людей встряхнули и вернули с небес на землю. Это, пожалуй, главный позитив кризиса. Еще год назад цены были необъективно высокими. Около 50% бюджета в зависимости от сложности проекта занимал зарплатный фонд. Сейчас треть телевизионщиков остались без работы, между специалистами большая конкуренция, размеры зарплат упали.
- То есть сегодняшние цены – это адекватная стоимость телепроизводства? - Нет, сейчас цены стали необъективно низкими. Золотой середины пока нет. Сейчас для всех главное не заработать, а выжить, и поэтому все играют в демпинг. Мало того, что цены упали в целом, так они еще и падают на разницу курса доллара. Это уже анекдот: есть доллар, а есть теледоллар, застывший на отметке 5.05. Первые прикидочные сметы мы все равно пишем в у.е. Если год назад комиссия студий по производству видеопродукта составляла 30%, то сейчас 5-10%. Мало того, что бюджеты стали меньше, так они еще худеют на 30% из-за курса. В апреле Игорь Пелых предлагал всем продакшнам объединиться и установить ценовую планку, ниже которой не опускаться. В то время участники рынка были готовы поддержать его инициативу, но воплотить свой замысел в жизнь Игорь не успел. Сейчас, когда каналы, стали проявлять хоть какую-то активность в вопросе заказов, о его идее уже никто не вспомнит. Все будут демпинговать еще больше и сейчас именно тот апогей, когда продакшн-студии падают в мизер.
- Каковы теперь взаимоотношения каналов и продакшенов? - Если год назад каналы, решая кому отдать заказ, задавались вопросом, кто качественней сделает продукт, то сейчас – кто качественней и дешевле. Каналам сегодня тоже тяжело. Больших денежных поступлений у них нет, цены проектов на внешнем рынке остались прежними и опять-таки в долларах. При этом украинский зритель избалован высоким качеством. Старые зарубежные телепродукты могут понизить рейтинг канала. Сейчас, чем покупать программы пятилетней давности, каналам выгодней заказывать дешевые (относительно внешнего рынка) программы на продакшнах. Главное, чтоб они были качественными и соответствовали рейтингу канала.
- А от чего напрямую зависит качество телепродукта? Естественно, кроме размера бюджета. - От профессионализма специалистов, которые над ним работают. Думаю, что уровень зарплат профессионалов высокого класса скоро вернется к докризисному, хоть к «теледоллару» мы будет привязаны все еще долго.
- Еще до кризиса активно обсуждался вопрос, стоит ли каналам полностью отказаться от собственного производства контента и перейти на аутсорсинг. Как вы считаете, что выгодней в современных условиях рынка? - У всего есть свои плюсы и минусы. Программы собственного производства можно продать другим каналам, либо зарубеж, и получить прибыль, что повышает капитализацию. Но, в отличие от внешнего исполнителя, отдел телепроизводства канала не несет риски, связанные с качеством. У продакшн-студий всегда больше мотивации сделать высококлассный продукт, ведь заказчик всегда может его «завернуть». Что касается персонала, то каналам выгодней привлекать творческих единиц исключительно на проект. В телеиндустрии очень дорого взрастить, перекупить, а главное содержать на постоянной основе высококвалифицированный штат. Чтобы покрыть расходы, нужно обеспечить ему постоянную загрузку. Это легче сделать специализированной продакшн-компании, которая сотрудничает со многими заказчиками. Телевизионщики на канале – это универсальные солдаты, которые должны уметь снимать всё: новости, развлекательные шоу, документальные программы… К примеру, каналу не рентабельно содержать супердорогого высокохудожественного оператора – его нанимают только под проект. А это все равно дороже, чем стоимость его работы в спецпродакшне, где он на зарплате, ведь имеет 100% загрузку.
- Стоимость телепроизводства в Украине продолжает быть ниже, чем в России? - Уже нет. Если ведущие, постпродакшн, видеодизайн у нас еще остаются дешевле, то цены на производство кризис выровнял. Все подешевело за счет стоимости персонала. Из-за закрытия огромного количества проектов, на рынке много безработных. Мы плотно общаемся с российскими коллегами. Они говорят, если у вас есть хоть какая-то работа – мы приедем! - Как отразилось на продакшен компаниях время «беззаказия»? - Из-за кризиса с рынка ушло около трети игроков, часть перешли в режим «домашний офис». Мы, как и все, ждали с нового года, когда установятся цены на рекламу. Весь этот период дохода у продакшн-студий не было. Компании пережили эти 4 месяца лишь благодаря стабилизационному фонду, так званому «подкожному жирку». Но даже урезанная зарплата и аренда быстро его съедают, что заставляет до неприличия падать в цене. Но и здесь был свой позитив. Когда прошло время гонок и наступило «беззаказие», мы начали делать проекты «в стол». Чтобы не застаиваться, не депрессировать – выдумывали новые форматы (примеры тому - «Битва анекдотов», «Мистические истории Киева» с Ладой Лузиной), отсняли пилоты ряда новых программ, которые планируем продать, когда рынок стабилизируется. - Каковы перспективы развития рынка продакшн-студий? - Пока не закончится кризис, рынок расти не будет. Многие узкоспециализированные компании (не по жанрам, а по производству) будут объединяться, чтоб создавать телепродукт под ключ, а значить быть более жизнеспособными.
Activ Vision - продакшн-студия, специализирующаяся на производстве видеопродукта: телепрограммы разных жанров и масштабов – от адаптации зарубежных форматов до создания собственных; рекламные фильмы и ролики, пост-продашн, компьютерная графика. Сегодня в активе компании, основанной в 2004 году, больше полусотни видеопроектов. Среди них: документальный цикл передач «12 найкращих шахраїв» (ICTV), реалити-шоу «История одного ресторана» (СИТИ, УТ-1), «Дети напрокат» (ICTV), «На 10 років молодше» (ТРК Украина); развлекательно-познавательные проекты «Кухня с дашей Малаховой» (Новый канал), «Утренняя гимнастика с Екатериной Серебрянской (Интер), «Здоровая кухня» (ICTV), «Королевы чистоты» (ICTV); развлекательные - «Шоумания» (Новый канал), «Битва анекдотов» (СИТИ); телеверсии мероприятий «День рождения Козырной карты», «Мисс Киев-2008» (ICTV), постпродакшн - «Шоу Верки сердючки» (ТРК Украина) и др. С 2009 года компания открыла отдел по созданию телеформатов.
Источник: Медиабизнес
|