Генеральный директор телеканала «Украина» доволен результатами канала в первом полугодии, но признает, что нормальный рынок в стране так и не построен. В беседе с «МедиаБизнесом» он не раскрыл цифр сокращения рекламы на «Украине», зато подробно рассказал о проектах нынешней осени и планах запуска новых каналов в 2010-2011 годах, поприветствовал объединение нишевых каналов и покритиковал устав ИТК. - Итоги полугодия для телеканала. В предыдущем интервью мы говорили о плане А, В и С: какой из них нашел применение?
- Да, составляя в ноябре-декабре «кризисный план», мы рассматривали разные варианты . Конечно, первая половина года была очень трудная. Не все, что бы мы хотели показать зрителю, было возможно осуществить. В результате, придерживались плана В - не самого худшего, но и не настолько полного относительно собственного производства, так как его, в первую очередь, пришлось сократить. Что-то перенесли на осень, что-то - на следующий год. Мы не хотим производить дешевый продукт, и в условиях, когда кризис убрал с рынка 55-60% денег, наладить качественное собственное производства, по уровню не ниже среднемирового, - чрезвычайно сложно... Результатами первого полугодия мы довольны. Мы бы хотели удерживать позицию одного из лидеров рынка. Сейчас «Украина» находится на твердом 4-м месте в стране, а в пиковые моменты выходил даже на 2-е, - это демонстрирует потенциал канала. И мы хотим сохранить такие позиции до конца года.
- На сколько на телеканале сократилась реклама?
- Телеканал работает на долгосрочную перспективу. Рост канала был одним из факторов, запланированных на весну 2009 г., но рынок сократился на 30%. Таким образом, если посмотреть по результатам продаж ТРК «Украина», то они уменьшились. Это произошло не только потому, что уменьшились объемы самого рынка, а еще и потому, что мы повысили свой рейтинг. Если сравнивать с прошлым годом, то можно сказать, что наши показатели выросли на 10-11%. Для канала, который строится, такое различие является частично закономерным явлением, поскольку рынок еще не успел отреагировать на результаты. Если бы весной 2008 года, мы продавали рекламу на ТРК «Украина» как на телеканале, занявшем третью позицию в стране, агентства и рекламодатели бы отреагировали на это вполне однозначно. Я думаю, что за последние три месяца мы показали отличные результаты, рынок же отреагирует минимально через полгода.
- Новые проекты на канале: что на стадии подготовки, что уже готово, что отложили? Расскажите об осеннем сезоне.
- Канал будет больше участвовать в культурной жизни страны. Так, мы начинаем сотрудничать с кинофестивалем «Молодость», запускаем осенью конкурс на сценарий телекартин - как для профессиональных так и молодых сценаристов с целью последующей съемки картины.
По покупному продукту - будут премьерные сериалы, а также продолжения уже популярных среди зрителей (в частности, «Глухарь»). Плюс - пакеты кинофильмов от Sony Pictures и NBC Universal. В программной сетке также есть 2-3 продукта собственного производства, которые мы будем запускать осенью. Это развлекательное шоу семейного жанра с участием селебритиз, которое появится в эфире с октября. На вторую половину сентября планируется выход datig-шоу, а во второй половине октября еще и юмористическое шоу.
- Все эти программы собственного производства? - Мы применяем систему in-off: что-то делаем мы, что-то фрилансеры, мы делимся своим оборудованием и т.п. Мы также готовим ежедневный женский сериал. Сейчас пишется сценарий. Снимать начнем в ноябре - начале декабря, а в программной сетке он появится со следующего года. Над ним работает Татьяна Гнедаш, наш главный продюсер, к слову, - сценарист по профессии. На осень мы также подготовили небольшую политическую передачу, которая стартует в период выборов. При участии коллег с ВВС и CNN, с которыми у нас есть договор о сотрудничестве, рассматриваем 3-4 формата подобных программ.
- Речь идет о покупке или производить программу будет канал?
- Производство наше. Мы сейчас обмениваемся опытом, стараемся учесть специфику нашего телезрителя, анализируем передачи, существующие на рынке, чтобы выбрать правильный формат. Скажем честно, наиболее популярный у нас сейчас формат Шустера: все три политических шоу по формату по сути - одинаковы. До конца этого месяца выберем формат для новой программы и запустим в эфир с началом предвыборной кампании.
- Запланировано ли появление Верки Сердючки в ваших осенних проектах?
- Ввиду кризиса, весной мы не имели возможности делать хорошее шоу. Я по-прежнему уверен в его потенциале и хотел бы видеть его в наших проектах. Но нужно найти форму, где бы он наилучшим образом проявил себя. Честно говоря, у нас еще нет такого сценария. Были разные предложения, но наилучшего пока не нашли.
- Во сколько обходится развлекательное шоу хорошего уровня?
- От $1500 до $500 тыс. Это не шутка. Например, есть формат One man show, когда за 25 минут передачи с сильным юмористом достигалось смотрение выше среднего по каналу... Дороже всего, конечно, программы с участием селебритиз. В Европе одна такая программа обходится в 200-300 тыс. евро. В России - больше раза в два. Есть ли на украинском ТВ-рынке $240 млн, можем ли мы производить такие программы? Пока нет. Если есть спонсор и финансирование извне, - то да. Но силами исключительно канала такое шоу невозможно. Элементарная математика: производство шоу, которые мы покупаем у России, стоит $200-400 тыс. На сезон необходимо 14-15 программ - это в итоге минимум $3-6 млн. На рынке, который суммарно стоит $240 млн. Выходит, одна программа за сезон обошлась бы в 3% общего рынка...
- Выходит, украинский зритель пока обречен на программы более низкого качества?
- Это лицо кризиса. Понятно, что люди устали от повторов. Но что делать каналам? Чтобы в прайм-тайм поставить более сильный продукт, на всем остальном они экономят деньги. Зрителю не интересно вникать в такие тонкости, он попросту может найти себе альтернативу.
- Кабельное ТВ, Интернет?
- Цифровые платформы, спутниковое вещание, тот же Интернет... Нельзя сказать, что у зрителя нет выбора. Если мы не успеем разработать правильную структуру рынка и не начнем получать объем денег, позволяющий по контенту конкурировать с другими каналами, будут серьезные проблемы. У «Украины» ситуация другая: мы зарабатываем деньги, но у нас еще продолжается инвестиционный период на 2-3 года. И покупной продукт, который мы покажем осенью, с кризисом никак не связан, - это инвестиции, сделанные в 2008 году. Но есть вопрос последующих трех лет, когда все резервы исчерпаются и каналам придется повторять показы...
- В предыдущем интервью МБ вы высказали замечания относительно работы ГфК, методик исследований, применяемых на рынке. Изменилось ли что-то? Удалось ли вам донести свое мнение, услышали ли его?
- Я говорю об этом уже полтора года, но пока - никакого результата. ТРК «Украина» предлагала построить реальную организацию, которая была бы представителем украинского рынка. Моделей таких организаций - множество, от России до Вашингтона, и у всех у них доступ участников рынка на равных условиях. Эту роль мог бы взять ИТК, но пока она представляет интересы трех телевизионных групп, плюс - рекламодателей и др. лиц. Обеспечить доступ всех игроков на равном уровне сегодняшний устав этой организации не позволяет. Мы предлагали внести в него изменения, но три недели назад получили официальный ответ «нет». В итоге, - малая группа, которая не имеет должного представительства в ИТК, - решила объединиться. Насколько мне известно, об образовании организации нишевых каналов договорились больше 13 каналов. Надеюсь, что организация все таки состоится, несмотря на то, что у них очень сильная конкуренция и борьба за выживание. Сейчас очень важно объединиться и улучшать работу. В тоже время, мне грустно и непонятно, - почему мы не можем построить такую организацю для всей индустрии? А результаты говорят сами за себя: украинский рынок упал на 600 млн в среднем, - больше, чем все рынки Восточной Европы. Я уже даже не говорю о Европе Западной.
- По вашим ощущениям осенью ситуация на рынке будет хуже или лучше?
- Можно надеется на лучшее, а можно строить нормальный рынок. Пока у нас руководствуются лишь надеждой, что кто-то с кем-то договориться, как-то будет лучше, что-то решат рекламодатели - это все гадание на кофейной гуще, а не нормальная рыночная система. Но я думаю, что во втором полугодии на рынке будет больше денег. Если в начале года дополнительным фактором был элемент паники (останавливались инвестиции, сокращались затраты на маркетинг и пиар), то сейчас эмоциональный эффект не так силен. С другой стороны - остается фактор курса гривны к доллару.
- Монополия в сфере рекламных продаж, на которые вы сетовали раньше - возможны ли изменения?
- Монополия действует и дальше. Вы можете сказать: «Сколько можно это повторять?». Но посмотрите на результаты, - все заработали меньше. А если бы на рынке было 600 млн дол, то украинское ТВ было бы совсем другим, было бы больше украинских программ, повысилась бы и эффективность рекламы, и доходы от продаж у самих рекламодателей А сейчас получается так: у меня плохо, а у него - еще хуже. Но если бы монополия в сейлзе была эффективным приемом, то все мировые рынки отдавали бы 60-70% рекламного рынка одному продавцу. Но такая ситуация наблюдается только в Украине.
- Президентская кампания может изменить ситуацию?
- Безусловно, - это время дополнительных денег для всех медиа и результаты года могут улучшиться. Беда политической рекламы в том, что сложно озвучить размеры бюджетов, которые штабы выделяют. Мы понимаем, что кандидатов много, роликов будет много, но вопрос - сколько реальных денег на рынке. Это мы увидим только во время кампании. Проблема и в том, что мы не сможем поставить всех кандидатов: по закону мы не можем превысить лимит в 20 минут. Вопрос: как выбирать кандидатов, которых ставить в эфир?
- Что касается стратегических планов относительно запуска новых каналов - Донбасс, женского, новостийного...
- Мы их не меняем. Сейчас идет строительство мультимедийного центра, как раз под запланированные каналы (помимо «Украины» и «Футбола», это новостной, женский и ТРК Inernational). Инвестиции это немалые, и ввиду кризиса мы распределили их на 2 года.
- Какие необходимы инвестиции в новостийный канал?
- Мы инвестируем сразу в весь комплекс. Техническая группа будет обслуживать сразу 3 канала, а потом, по планам, - и все 6. Поэтому затраты распределяются на все участки и будут рассчитаны таким образом, чтобы в течении 4-5 лет канал вышел на самоокупаемость. Но эти инвестиции - не такие уж большие. Я слышал легенды о том, сколько было вложено в канал «Украина» - если у меня были такие деньги, мы бы построили три канала, а не один (улыбается). По новостийному проекту я не могу назвать вам сумму, но могу сказать что наши инвестиции вместе с нашими заработками за каждый год в среднем соизмеримы с затратами других каналов. И выйдет даже меньше, чем инвестируют лидеры.
- Когда будут запущены каналы?
- С «Донбассом» мы идем по плану, уже началось тестовое вещание и, надеюсь, запустим телеканал до конца года. Новостийный канал планируем запустить со следующего года в трактовом режиме. С момента пуска первого сигнала и до полноценного вещания пройдет около года. Во второй половине 2010 года, если рынок не будет убыточным - по плану также запуск женского канала. В конце года - ТРК International, - канал, который будет вещать со спутника на западную часть Европы и США, он рассчитан на путешествующих украинцев и диаспору. Так как мы будем показывать там только наш продукт, он напрямую зависит от развития всех остальных проектов.
- С запуском число персонала в компании увеличится?
- Не особо. Технического персонала станет больше процентов на 10. Вопрос творческого коллектива - это другое дело. Для некоторых проектов, как у ТРК International, - это всего 10-15 людей. Для новостийного канала - минимум 100 человек. А дальше - вопрос развития. В мире есть каналы новостей, на которых работают и по 250 людей.
Источник: telekritika
|