Интервью генерального продюсера «ТВ3» Сергея Спиридонова: «Телевидение не умрет. Глупости!»
УЖЕ НЕ КИНОБУДКА
– Пару лет назад на канале была ставка сделана на мистику.
– Когда у канала появился новый владелец («ПрофМедиа» – Slon.ru), нам, пришедшим тогда же на «ТВ3», была поставлена задача придумать для него некую новую программную платформу, которая позволила бы каналу сделать шаг вперед. Очевидно, что на рынке, где существует более полутора десятков каналов в открытом эфире, а большая их часть – общеразвлекательные (что называется, generalistic channels), заявляться еще с одним подобным каналом было бы бессмысленно. С другой стороны, уходить в какую-то узкую нишу было бы тоже неправильно. Это удел кабельных каналов, которые, благодаря четко заявляемой программной позиции, способны создать лояльную по отношению к себе аудиторию. Проблема лишь в том, что количественно она не сопоставима с аудиторией эфирных каналов.
В общем, весной 2007 года мы приступили к этой работе, – анализировали, спорили, искали аналоги, привлекали специалистов, нарисовали кучу таблиц, графиков, которые позволили бы нам точнее определить интересы нашей будущей потенциальной аудитории. Нашей задачей было сделать ей уникальное программное предложение. В итоге придумали следующее: а что, если мы попробуем объединить под единой «шапкой» несколько программных ниш, объединить несколько граничащих между собой жанров? Предварительная аналитическая работа показала, что одними из самых востребованных являются жанры фантастики, мистики и приключений. Вот от этого мы и оттолкнулись. Наш слоган «ТВ3 – настоящий мистический», который свел все воедино, появился несколько позже. Кстати, изначально под «мистическим» мы понимали не потусторонщину, не паранормальщину (хотя и это тоже), а скорее «mistery», то есть все, что связано с тайнами, неизвестным, нерасследованным и непознанным. Нередко спрашивают, а что, мол, программ, сериалов, фильмов в выбранных вами жанрах нет на других каналах? Да есть, конечно. Фрагментарно и первые, и вторые, и третьи по каналам разбросаны. Но их еще найти надо, а у нас – всегда. В этом и фокус: если зритель включает «ТВ3», он всегда точно знает, что там найдет.
– Ставка оказалась оправданной?
– Да, если сравнивать показатели «нового «ТВ3» с теми, которые были у него прежде... Канал-то немолодой уже, ему 15 лет. Он всегда раньше был кинобудкой фильмов класса B и C, хорошо придуманной, с минимумом затрат и с достаточно устойчивой долей на телевизионном рынке на уровне 2-х с небольшим процентов. Только позиция эта была «заморожена» на протяжении нескольких лет. Он не рос. Кинобудку было хорошо затевать, когда кабель не был развит, но к моменту нашего прихода было очевидно – далеко на этом не уедешь.
Осенью 2007 года мы начали потихоньку интегрировать в сетку элементы нового программного наполнения. А полностью перешли на него зимой 2008-го. Маркетинговая кампания на период запуска оказалась удачной. Помните рекламные щиты с руками?
– Да, я все время, глядя на них, «Титаник» вспоминала.
– Позицию канала этот образ обозначает четко. Новое наполнение, плюс маркетинговая поддержка привели к тому, что мы начали активно расти. Честно говоря, даже и не предполагали такого. Наша доля по России в июле прошлого года была 4,8%, а начинали мы с отметки в 2,5%. Согласитесь, приличный рост за 7 – 8 месяцев.
ТЯЖКАЯ ДОЛЯ
– А потом что произошло?
– То, что произошло... Война с Грузией, которая отразилась на всех. Аудитория информационных программ в тот период увеличилась в разы, стало не до развлечений. Этот эффект известен – CNN тоже больше всего смотрят, когда в мире что-то случается. Потом были Олимпийские игры... Без наших программных просчетов, наверное, тоже не обошлось.
Ну, а потом пришла осень, разразился кризис. Те планы, которые мы изначально строили на 2009 год, проговаривали и согласовывали, пришлось пересмотреть. Впрочем, как и всем другим вещателям. Всем пришлось серьезно затянуть пояса. Словом, год мы закончили с долей в 3,5%. Сейчас немного подросли.
– И задача сейчас – удерживать аудиторию? О росте пока, наверное, не думаете?
– Еще как думаем. Это – нормальная задача, которая ставится владельцами и нормально воспринимается людьми, которые здесь работают. Иначе зачем было затеваться? Формально, все очень просто.
Когда на рынке появляется что-то новое, это новое привлекает к себе внимание. Но оно требует постоянной подпитки и поддержки. Понятно, что консолидировать какой-то программный продукт на канале (новые и уже известные сериалы, фильмы, познавательную документалистику), и подать это все в симпатичной упаковке – шаг номер один, но реализоваться и самоидентифицироваться в глазах зрителей можно только через собственные, оригинальные программы. Раньше, кстати, «ТВ3» вообще ничего самостоятельно не производил, своей продукции было всего полчаса в неделю, остальное – закупки.
– А сейчас соотношение собственного производства и закупок на канале какое?
– Вот в этом как раз наша слабость, на фоне наших конкурентов – каналов, которые находятся чуть выше нас («Рен-ТВ») и чуть ниже («ТВ-Центр», ДТВ, «Домашний»). Они все стартовали значительно раньше и успели накопить за прошедшие годы весьма солидную библиотеку. Нормальная ситуация, когда в программном пакете канала – от 50 до 60% программ собственного производства, остальное – закупки, а у нас собственное производство – пока около 15%. Но начинали мы с нулевой, практически, отметки.
– А зрителям правда настолько важно видеть собственный продукт канала?
– А как же вы свое лицо иначе проявите? В начале 2000-х, если помните, популярные отечественные сериалы кочевали с канала на канал, таких ситуаций было в избытке. Это может быть этапом, подпиткой, но развитие на перекупках не построишь. Я не могу представить себе ситуации, чтобы какой-то сериал заявился, скажем, на ABC, а на следующий год оказался бы на канале Fox. Место прописки сериалы меняют, только в случае если канал принимает решение прекратить его производство, а другой, полагая, что его потенциал еще не исчерпан, решает его продолжить. Но это – исключения.
Есть такое понятие – «эксклюзив», то есть то, что предлагаете зрителю только вы, и чего он не сможет найти нигде больше. Для нас такой эксклюзив – это два успешных цикла документальный программ, запущенных еще в минувшем году, – «Тайные знаки» и «Городские легенды» – фильмы, рассказывающие о загадках истории, – далекой и совсем недавней. Помимо этого, в прошлом году мы, совместно с Sony и продакшен-компанией «Леан-М», успели произвести первый сезон ситкома «Моя любимая ведьма» и полнометражный фильм – новогоднюю историю с легкой чертовщинкой. Его премьера на ТВ состоится в конце года.
– Закупки, в основном, – иностранного производства?
– Да, рынок там существенно богаче, особенно в отношении тех вышеназванных жанров, с которыми «ТВ3» работает.
ПРЕМЬЕРЫ БУДУТ
– То есть в новом сезоне в связи с кризисом премьер ждать не стоит?
– Премьеры будут обязательно. Помимо названных циклов (в их рамках уже с 31 августа будут только премьерные показы, которые мы специально готовили к сезону), мы запустили недавно в производство еще один цикл – «Клады России». Его делает питерская компания с режиссером Мишей Барканом, бывшим программным директором «Пятого канала». Это докудрамы – экранизация историй, записанных лагерным врачом, который отсидел больше 20 лет в ГУЛАГе. Профессия, с одной стороны, стала для него возможностью выжить, а с другой, – позволила общаться, в том числе и в самые последние минуты жизни, с огромным количеством людей. Часто он был последним человеком, которого умирающие видели, и они поверяли ему в эти минуты то, что до этого хранили в глубокой тайне, в том числе и истории о неких реальных тайнах кладов. Ряд таких историй – полтора десятка, мы отобрали для первого сезона цикла. Стартует он на канале в ноябре.
В ближайшее время мы приступаем к съемкам двух оригинальных игровых сериалов, которые будут делаться специально для «ТВ3». Это наши, профильные, мистические истории. Сценариями мы очень довольны. И это – только начало. Если говорить о купленных программах, то в течение сезона на «ТВ3» будет более 20 российских премьер. К примеру, в октябре на канале начнется показ английского сериала «Мерлин» – одного из самых успешных в нынешнем году на международном рынке. В ноябре состоится премьера ставшего уже культовым среди любителей жанра сериала «True blood» («Настоящая кровь»), произведенного HBO, – современной вампирской истории для более подготовленной аудитории. Мы покажем сериалы «Грань» (Fringe), «Менталист», «Остров Харпера», новые сезоны «Охотников за нечистью» (Torchwood), «Войн Клонов» (Star Wars: The Clone Wars), «Разрушителей мифов» – самого популярного развлекательно-познавательного сериала канала Discovery.
А уже в ближайшее время, с 3 сентября, по четвергам, на «ТВ3» начнется показ одного из самых успешных сериалов в жанре «документальной фантастики» «Жизнь после нас» («Life after people»). Премьера «пилотного» фильма этого сериала, созданного американским каналом History, состоялась несколько месяцев назад на «Первом канале» и собрала огромную зрительскую аудиторию. Продолжение истории – смотрите на «ТВ3». И это – лишь несколько новинок из тех, что мы подготовили к новому сезону.
– А сериал «Lost» после «Первого» уже не возьметесь показывать? Кажется, он идеально соответствует тематике канала...
– Возьмемся, и это вопрос уже решенный. После того, как «Первый» в начале следующего года покажет премьерный, шестой сезон, все права на сериал переходят к нам.
ОДНО СПЛОШНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ
– Если судить по данным Gallup, то молодежь все же уходит от телевидения...
– Аудитории, по которой мы «продаемся», – 18 – 54 года. А для меня лично молодежь – все те, кому меньше 40. (Улыбается) Да, людей, которые будут привержены традиционному ТВ, будет становиться меньше, но их для существования традиционного телевидения будет, тем не менее, достаточно. И все эти разговоры о том, что с появлением и развитием новых медиа ТВ умрет, – глупости. Никогда этого не произойдет. Кино не убило театр, а ТВ – радио. Просто будет перераспределяться интерес, пропорции станут другими.
Когда-то телевизор с одной единственной программой был для всех. Потом программ стало две, потом три, четыре, потом появилось кабельное телевидение, потом – спутниковое, на подходе – цифровое. Совсем недавно, лет 20 назад, совокупная аудитория большой четверки телесетей США составляла 70% – от всей. Сейчас – чуть больше 30 %. Остальные отдают предпочтение тем самым «нишевым» каналам, счет которым идет уже на сотни, а если принять в расчет и интернет-телевидение, то – на тысячи. И что? Живут эфирные каналы и совсем неплохо!
Пройдет еще немного времени, их совокупная доля сократится до 20%, а может и до 10%, и все равно ее будет достаточно – потому что остальные 90% будут раздроблены по десятым и сотым долям процента между теми самыми нишевыми каналами. Так же будет и у нас.
Да, молодежь уходит в сеть, но все телевидение уже есть в сети.
– А вы за время работы на «ТВ3» не стали мистиком?
– Не большим, чем был. Я – агностик. Да нет, это – работа. Помню, как на первой нашей презентации для прессы, которая прошла, кстати, в бункерах «Метро 2» (очень мистическом месте), только-только тогда открытых для доступа, кто-то из журналистов спросил: «Не боитесь – с такой-то концепцией?» Нет, не боимся. В конечном итоге – это тот же самый entertainment, развлечение, которое мы предлагаем нашему зрителю в рамках выбранных нами, со зрительской же подачи, жанров.
Источник: slon.ru
|