Медиаотрасль оказалась одной из наиболее пострадавших от кризиса. А значит, и трансформироваться она должна кардинальнее других. О том, какие перемены ожидаются на украинском ТВ, сколько денег может заработать «телек» в 2009 году и чем будет отличаться Интернет-ТВ от традиционного, мы говорили с Вальдемаром Дзики, генеральным директором ТРК «Украина».
К: Вы строите медиагруппу. Уже определились с каналами, которые в нее войдут? В.Д.: К концу 2010 мы планируем запуск 5 каналов. Сейчас уже работают 3 — «Украина», «Футбол» и «Донбасс» (планируется к запуску в тестовом режиме в октябре — прим. ред.). Через год-полтора «Донбасс» будет полноценным региональным каналом — репортажи, ток-шоу и передачи для аудитории Восточной Украины. Чуть позже запустим новостийный (я надеюсь, в первые 3-4 месяца следующего года) и женский канал (либо конец 2010-либо начало 2011 года). Также в планах ТРК International — но это будет комбинация наших программ с разных каналов. Во второй половине 2010 года, возможно, появится «Футбол Special» — интерес к футболу в стране позволяет это планировать.
К: Видите ли Вы Интернет-ТВ конкурентом традиционному телевидению? В.Д.: Да, конечно. Мы уже готовимся к эре Интернет-ТВ. В структуре СКМ создана компания Digital Ventures, которая собственно за это и отвечает. Мы видим Интернет как дополнительную форму дистрибуции, которая рассчитана на молодую аудиторию — 12-18 лет. Через 2-3 года большинство молодых людей будет сидеть в Интернете, а не перед телевизором. И мы должны предложить им интересный продукт.
К: То есть это только вопрос дистрибуции, не контента? В.Д.: Нет, безусловно, в Интернете другой язык, другие формы — 3-5 минут. Нужно заказывать сериалы, программы нового формата для аудитории 12-18 лет. Раньше или позже все национальные каналы будут вынуждены об этом подумать. Вопрос качества картинки будет решен в ближайшие 2-3 года, и уже будет безразлично, вы сидите перед телевизором или перед компьютером.
Проблема, которую мы должны решить в ближайшее время — это контент. Большая библиотека просто необходима для Интерент-ТВ. Если мы пропустим это время и не создадим необходимого количества программ, то в итоге все вещание будет осуществляться с нескольких серверов — в Москве, Лос-Анжелесе, Лондоне и Париже (французы просто большие патриоты своего языка). И все. Мы должны делать все, чтобы 20-30% производства были украинскими.
К: Отличается ли украинский зритель от канадского или польского, которых Вы тоже хорошо знаете? В.д.: Зритель не особенно отличается. В Канаде и Западной Европе смотрят американские сериалы, здесь — российские. То есть формат тот же.
К: Формат — этакая священная корова для ТВ. В последнее время все сетуют, что на рынке не появлялось новых форматов. В.Д.: Каждый год мы едем в Канны покупать и просматривать программы, и все говорят: «Какой ужасный год, ничего нового». Пожалуй, реалити-шоу — это был последний новый формат. Все остальное — комбинации того, что уже было. Но я думаю, что будущее ТВ – это телевидение людей, а не форматов. Савик Шустер в рамках традиционного формата — политического шоу — делает нечто большее, чем обычные ведущие. Это телевизионный талант — делать что-то большее, чем обычно предполагал этот формат.
К: Вальдемар, Роман Балаян говорил, что только режиссер понимает, каким будет фильм. Наверное, на ТВ только генеральный директор знает, каким будет канал? В. Д.: Как канал называется, таким он и должен быть — общенациональный канал «Украина». 60% вещания — наше производство. За 2-3 года мы должны найти свои лица (ведущих – прим. ред.) для разных жанров. Я бы хотел, чтобы зрители приходили на канал, а не на программу. Чтобы они знали, что на нашем канале все самого высокого качества. В целом, это должна быть сильная медиа-группа — один из лидеров на рынке.
К: У меня ощущение, что канал все-таки мужской… В.Д.: Нет, канал женский и взрослый. Взрослый сознательно. Почему мы не подключаем молодого зрителя? Потому что на эту аудиторию будет работать Интернет-ТВ, а если этого будет недостаточно, то возможен запуск молодежного канала. Но вот соединить молодого зрителя и возрастного на одном канале невозможно — они требуют разных продуктов и подходов.
К: Вы делаете ставку на собственное производство. Для этого, конечно же, нужны кадры, но где их взять в нужном количестве, а главное — качестве? Курсов или школ при каналах Вы, насколько я понял, не признаете. В. Д.: Нет, только практика — 2-3 года работы на канале. Но, тем не менее — при всех трудностях с кадрами, инвестированием и пр. — мы должны запустить и развить собственное производство. Иначе, если будем только транслировать повторы российских и американских сериалов, зритель купит «тарелки» и будет принимать сигнал из других стран. И иностранные каналы сразу на это отреагируют. Доля украинского ТВ может сократиться до 30%. Это плохой сценарий. Но надо об этом думать и постараться его избежать.
К: Вальдемар, вы не только менеджер, но и человек искусства — кинорежиссер. Наблюдаете ли Вы в Украине активную культурную жизнь? Или мы все-таки провинция? В.Д.: Это ваша проблема. Всех. Я этого не понимаю. Эта «провинция» сидит только в голове людей на уровне понимания того, что мы делаем — важное или неважное. Разница в работе в Украине и других странах только в том, что у людей — и молодых в том числе — нет уверенности в себе: «мы этого не сделаем, это же Украина». Почему мы не можем сделать что-то лучше всех?
Канада тоже находится рядом с США, но в Торонто и Монреале никто не чувствует себя провинцией. Да, Москва большая, у них всегда будет больше денег, и надо подумать, как это использовать – вот и все. Так что проблема провинция — только у вас в голове.
Источник: Контракты
|