Много лет подряд обитатели диванов и кресел перед телевизорами ждали обещанной им эпохи интерактивности. Но она так и не наступила, несмотря на планомерное развитие цифрового телевещания и IPTV. И, вероятно, уже никогда не наступит, потому что все, кто устал от навязываемых программ телеканалов, давно забросили пульты и, вооружившись "мышками", ходят за контентом в Интернет.
Сказку про то, как интерактивные телесервисы, такие как "видео по запросу", в одночасье перевернут с ног на голову телеиндустрию, я слышал много раз, начиная с тех пор, как в России появилось первое массовое IPTV. Но на дворе уже 2010 год, а сказка все еще не спешит становиться былью: с экранов телевизоров зрителей по-прежнему непрерывно атакуют навязчивые виртуозы шоу-бизнеса, косноязычные политиканы, тошнотворные смешарики и начинающие звезды телесериалов, сдобренные светской рекламой и криминальной хроникой. И даже пульт не помогает справиться с этой нечистью, изгнать ее с экрана можно лишь отключив телевизор.
Счастливчиков, которые имеют возможность смотреть по телевизору только то, что им хочется и только тогда, когда захочется, в нашей стране до сих пор очень немного, и почти все они – абоненты IPTV-операторов. Согласно исследованию ComNews Research, по итогам 2009 года абонентская база IPTV в России достигла порога в 1 млн пользователей. Эта цифра резко контрастирует с общим количеством российских пользователей платного телевидения, которых по итогам того же прошлого года набралось больше 24 млн. Для сравнения, абонентская база одного только "Триколор ТВ" в 6 раз превышает количество всех пользователей IPTV в стране – какая уж тут эпоха интерактивности. Я уже не говорю про неисчислимых зрителей эфирного телевидения. Но скромная по меркам рынка телевещания абонентская база IPTV – это еще не самое грустное. Печалит то, что по оценкам IPTV-операторов интерактивными сервисами регулярно пользуется не более 15% подписчиков. То есть всевозможные "видео по запросу" и "платные кинопросмотры" не смогли заменить зрителям привычное телевещание, а стали лишь его убогим придатком.
Лично меня такие расклады ничуть не удивляют. Массовому спросу на интерактивность препятствует обывательская лень, крайне ограниченная контентная база и невразумительная маркетинговая политика IPTV-операторов, а также слишком уж высокая стоимость таких сервисов на фоне платы за подписку на пакеты телеканалов. Но главное, чего я не понимаю – если я подключен к Интернету, то зачем вообще платить, к примеру, за "видео по запросу", если в любой момент можно скачать практически все, что хочется посмотреть с p2p-сетей или файлообменных серверов, причем совершенно бесплатно? Любой фильм появляется в Интернете в отличном качестве в течение месяца после его выхода на большие экраны, или в плохом качестве чуть ли не в день премьеры. С телепередачами дело обстоит несколько хуже, но при желании и многие из них можно найти на просторах Сети, или "заказать" в тех же p2p-сетях - благо мир не без добрых людей.
Некоторые неудобства вызывает лишь необходимость дожидаться скачивания искомого контента, да неправильная ориентация диванов и кресел в пространстве, традиционно нацеленных на телевизор, тогда как вытащенный из Интернета контент живет в компьютере. Но первое неудобство можно рассматривать как неизбежную плату за дармовой доступ к контенту, а от второго легко избавиться даже не трогая мебель – благо есть множество способов загнать оцифрованное видео в телевизор. Пожалуй, единственное, что могло бы спасти интерактивные сервисы – функция "виртуального видеомагнитофона", позволяющая выборочно записывать любые телетрансляции для просмотра в удобное время. На такие чудеса не способны даже торренты. Но операторы не спешат вводить эту услугу – то ли технической возможности не имеют, то ли с ценообразованием до конца не разобрались. В итоге они не предлагают абоненту ничего такого, чего он итак не может получить бесплатно, просто имея доступ к Сети.
На мой взгляд, пора признаться себе в том, что Интернет уже давно заменил пользователям интерактивное телевидение, и поделать с этим ничего нельзя. Честно говоря, на месте правообладателей я бы махнул рукой на его сказочные перспективы, а задумался бы лучше о том, как легализовать доставку контента через популярные интернет-сервисы. Даже если с каждого скачанного с торрента фильма в карман правообладателя будет капать хотя бы копейка, в сумме это принесет несоизмеримо больше, чем жалкие крохи, получаемые от IPTV-операторов на основе роялти. Мысль, конечно, утопическая, но чем черт не шутит.
Источник: ComNews
|