На днях (22 февраля) украинский телевизионный канал «Первый автомобильный» начал вещание на спутнике Sirius 4. Осуществляется оно на частоте оператора Thorsat - 12,073 ГГц, H, с которой ведется трансляция целого ряда других украинских телеканалов. «Первый автомобильный» также доступен и со спутника Eutelsat W4 (36 гр.в.д.) в рамках спутниковой платформы «Поверхность Плюс» на частоте 11,727 ГГц, L. Не исключено, что в скором времени канал прекратит вещание на данном спутнике. Казалось бы, ну и что с того, это просто технические нюансы, но на самом деле это очень эффективный маркетинговый ход. Просто перейдя с одного спутника на другой, телеканал практически автоматически увеличивает свою аудиторию в несколько раз. Почему? Об этом Sostav.ua попросил рассказать руководителя аналитического отдела журнала Mediasat Александра Глущенко.
- Саша, сразу о главном: как изменится аудитория телеканала после перехода на новый спутник?
- Запустив 8 мая 2008 года «Первый автомобильный», руководство канала выбрало спутник Eutelsat W4 в позиции 36гр.в.д. для распространения сигнала на территорию Украины. Данная спутниковая позиция выгодна по нескольким причинам. Во-первых, Eutelsat W4 - мощный спутник, для приема которого индивидуальному пользователю нужна антенна 60 см в диаметре, а для ретрансляции сигнала кабельным операторам можно использовать зеркало от 115 см. Во-вторых, появление открытого канала на этом спутнике автоматом увеличивает аудиторию зрителей на несколько миллионов. С этой позиции сигнал распространаяют провайдеры спутникового платного ТВ: «НТВ-плюс», «Триколор» и «Поверхность-плюс», а аудитория принимающая сигнал - около 8 млн. домохозяйств. Единственный минус этой аудитории - то, что она практически вся - жители Российской Федерации. Количество украинских домохозяйств, которые имеют возможности принимать спутник Eutelsat W4 - не более 300тыс. Возможно, не совсем корректно было бы предлагать украинскому рекламодателю российскую аудиторию, да и навряд ли она его заинтересовала бы. Поэтому, основную аудиторию канала в Украине составляли абоненты кабельных сетей, а это несколько миллионов домохозяйств.
По данным Государственного комитета статистики Украины, спутниковое ТВ имеют возможность смотреть около 2 млн домохозяйств. Исторически сложилось, что самыми популярными спутниковыми позициями для приема в Украине являются 13 гр.в.д, 5гр.в.д и 4гр.з.д. С двух последних вещает максимальное количество украинских телеканалов в открытом доступе. Прием сигнала с этих позиций, расположенных близко друг от друга, в Украине возможен на антенну 90см, что позволяет при минимуме затрат получить максимальное возможное количество каналов в отличном качестве. Так как в связке принимаемых спутников HotBird - Sirius - Amos на антенну с тремя установленными конверторами, Sirius находится в фокусе антенны, можно смело предполагать, что минимум 95% домохозяйств Украины имеют возможность приема каналов с Sirius. Поэтому, переход канала со спутника Eutelsat W4 на спутник Sirius-4 - вполне логический и оправданный с точки зрения увеличения украинской аудитории шаг. Начав вещание со спутника Sirius-4, «Первый автомобильный» автоматически увеличил свою аудиторию минимум на 5 млн. зрителей. Дело в том, что канал начал вещание на частоте, на которой раньше вещал канал «Интер+», который по умолчанию принимался каждой украинской семьей.
- Отличается ли стоимость аренды емкостей на спутниках? Канал от смены спутника выигрывает в этом плане или несколько проигрывает?
- Стоимость аренды емкостей на спутнике Sirius-4 немного дешевле, чем на Eutelsat W4. Не стоит забывать, что у компании SES Sirius в Украине есть свой офис и свой аплинк (спутниковая станция ), что дает им возможность более гибко подходить к формированию цены для конкретного клиента. В случае же с подъемом сигнала на спутник Eutelsat W4, то компания «Поверхность», является посредником, что не дает ей возможности гибкого ценообразования.
- Кто сейчас присутствует на спутнике Eutelsat W4 и Sirius 4?
- В позицию 36гр.в.д. в конце прошлого года был запущен новый спутник Eutelsat W7 и все каналы с W4 перешли на него. В данной позиции вещание ведут пакеты платного ТВ : «НТВ-плюс», «Триколор», «Поверхность-плюс», около 15 открытых каналов, среди которых российские «ТВ 3 Россия», «Эксперт», «Шансон ТВ», Russian Travel Guide, «Союз», Bridge TV, «А-1 Россия», «Муз ТВ», 7ТВ, «Про Покер», и украинские - Biz TV, «ЧП. Инфо». В марте к украинским каналам добавится канал «Pro Все», который, возможно, займет освободившееся место «Первого автомобильного».
На спутнике Sirius-4 вещает пакет «Виасат Украина», который состоит из 40 телеканалов, украинские каналы : ТЕТ, ТРК «Украина» и Футбол, которые вещают в кодированном доступе, а также открытые «Новый канал», «Глас», «Киевская Русь», «Рада», «5-й канал», News One, RU Music, «Славянский международный канал», Star TV, «Погода ТБ», «ОК», English Club, UBC, «Тиса-1». Каналы на русском языке - ТВЦ International, «Идеальный мир», «ТВ-3 Россия», «Первый Балтийский музыкальный канал», «ТВ-5 Латвия».
- Почему каналы раньше этого не сделали?
- Осенью прошлого года группа «Интер», каналы которой были разбросаны по спутникам Sirius-4, Amos-2, HellasSat-2 в целях минимизации расходов и оптимизации доставки сигнала, построила на Троещине собственный телепорт и сформировала пакет своих каналов для раздачи по Украине через спутник Amos-3.
Освободившиеся частоты, после перехода каналов «Интера», вызвали резонансный всплеск интереса к ним со стороны других каналов. Вся пикантность ситуации в том, что каналы группы «Интер» присутствуют во всех кабельных сетях Украины, а их более 700. Попадая на такое освободившееся место, новый канал получал лояльное отношение кабельного оператора к себе. Оборудование ведь установлено, канал принимается. Для входа в такую кабельную сеть нужно применить минимум усилий. Я даже не исключаю случаи, когда «особо занятые» кабельщики забывали перенастроить оборудование на прием каналов «Интера» с новой частоты, и канал, который занял его место - автоматом попадал в сеть. Неизвестно, сколько времени могло пройти, пока кинутся и заметят замену. Попробуй потом без скандала и жалоб от абонентов вместо одного включить другой? Проще включить два. Возможно, на это некоторые каналы частично и рассчитывали. Так же не стоит забывать и про аудиторию в 2 млн. домохозяйств, где установлены спутниковые антенны. Попадая на место каналов группы «Интер», новички автоматом увеличивают свою аудиторию. Зрителю не нужно перенастраивать ресивер, для него ситуация выглядела более, чем банально, просто в один прекрасный день на месте канала «Интер+» начал вещать канал «Первый автомобильный», и его аудитория автоматом увеличилась на 4-5 млн зрителей
Источник: Телекритика
|