Несмотря на рост интереса украинцев к «тарелкам», рынок спутникового телевидения пока готов проглотить новых провайдеров. При 80 тыс. абонентов обслуживающие их компании работают в убыток и совместными усилиями пытаются решить общую проблему — увеличение базы клиентов. Фантастическая четверка
1 марта ООО «Диджиталфлай Юкрейн» завершило тесты и ввело в эксплуатацию новую украинскую платформу спутникового ТВ Digital Fly Ukraine (MyTV). DFU распространяет собственный пакет каналов со спутника Thor-6, запущенного в конце прошлого года норвежским Telenor Satellite Broadcasting. Для полноценного приема каналов этой платформы нужна спутниковая антенна с дополнительным оборудованием, настроенным на спутники HotBird, Sirius, Thor и Amos, поскольку общий пакет каналов формируется со всех четырех.
Проект принадлежит кипрской оффшорке Kesongs Enterprises Limited. Генеральный директор ООО «Диджиталфлай Юкрейн» Альберт Фельдман (до марта совмещавший этот пост с должностью шеф-редактора холдинга «Обоз» Михаила Бродского) говорит, что инвестором проекта является группа физических и юридических лиц, которые имеют опыт реализации телеком-проектов в Израиле, Индии, Румынии, Великобритании и США. Большинство участников рынка сходятся на том, что за DFU стоит израильский оператор спутникового ТВ Yes. Сумма инвестиций не разглашается, но руководитель одной из конкурирующих платформ сообщил «ДС», что на создание MyTV инвесторы могли потратить порядка $ 22 млн.
До нынешнего марта в стране работали три спутниковые платформы платного ТВ: «Виасат Украина» (использует Sirius-4, возможен прием дополнительного контента с HotBird и Amos), «Поверхность +» и «НТВ-плюс Украина» (оба вещают со спутника Eutelsat W4). По данным исследования компании SES Astra Satellite Monitor, в стране 2,9 млн пользователей спутниковых антенн. Правда, это ничего не говорит об абонентской базе продавцов спутникового ТВ. Многие семьи смотрят программы, используя схему sharing (от английского «делиться»). Такую услугу предлагают так называемые «пираты», которые со своих серверов, легально подключенных к спутниковым платформам, передают людям, заказавшим у них спутниковое ТВ, ключи доступа к разным платформам за скромную плату. Кроме того, абоненты часто смотрят программы, которые на различных спутниках просто не закодированы (FTA, или Free-to-air — свободно транслируемые каналы). По усредненным оценкам участников рынка, коммерческих абонентов спутниковых платформ около 80 тыс. чел.
Преграды для новичка
MyTV пока не предлагает зрителям каналов собственного производства, как это делает, например, «Поверхность» (каналы «Спорт 1», «Спорт 2», «Спорт 3», «Спорт 4» и «Спорт HD»). В пакет нового оператора входят только часть национальных каналов и западные переводные. «Виасат Украина» и «НТВ-плюс Украина» пользуются продуктами своих материнских структур (группы компаний Viasat и «НТВ-плюс», Россия), которые они продают отечественным зрителям как эксклюзивные. У первой компании это киноканалы TV 1000 Action, TV 1000 East, «TV 1000 Русское кино» и познавательные Viasat Explorer и Viasat History. У второй — киноканалы собственного производства: «НТВ-плюс Кинохит», «Киноклуб», «Премьера».
Пакет каналов MyTV формируется и передается на спутник в Словении фирмой STN. Собственная спутниковая станция в Украине (для передачи трансляции на спутник) есть только у «Поверхности». Сигнал «Виасат Украина» уходит на спутник через Германию (поднимается на него компанией Stellar DBS), а «НТВ-плюс Украина» — через российскую спутниковую станцию «НТВ-плюс». Соучредитель журнала MediaSat Александр Глущенко отмечает, что расположение аплинка (спутниковой станции) в другой стране несколько ограничивает возможности DTH-провайдера. Ведь при формировании пакета используются те каналы, которые можно принять со спутника за границей (лишь в исключительных случаях для доставки телеканалов на аплинк нужно использовать и другой более дорогой способ транспорта — наземные каналы связи). Каналы, которые до спутниковой станции за рубежом доставить невозможно или очень дорого, просто не попадают в пакет. Такую проблему также можно решить путем подъема на спутник дополнительных каналов через аренду местного украинского аплинка. Но это создает дополнительные затраты, так как использовать нужно не одну, а две спутниковые станции. Сложности с ретрансляцией уже случались, например, с Первым Национальным и Первым Автомобильным каналами. В Европе (Словения и Германия в нашем случае) спутники их не распространяют.
Осторожные движения
Генеральный директор «Виасата» Оксана Ферчук и глава «НТВ-плюс Украина» Игорь Давыденко считают, что рынок остается ненасыщенным, поэтому новый конкурент может найти свою нишу. На рынке говорят о возможном появлении еще одной спутниковой платформы: на базе дистрибьюторской компании каналов группы «Интер» — «Торсата». Тем более что у нее уже есть аплинк в Киеве, а ее каналы («Интер», К1, К2, «Мегаспорт», НТН, «Enter-фильм», Enter, «MTV Украина») не присутствуют на других отечественных спутниковых платформах. Объясняют это просто: «Не можем договориться». Александр Глущенко считает, что теоретически «Интер» может (в случае создания собственной DTH-платформы) объединить в одном пакете все национальные каналы, что еще ни у кого не выходило. Тогда это станет его козырем. Однако Игорь Давыденко придерживается иного мнения, полагая, что другие национальные каналы вряд ли согласятся присутствовать на спутниковой платформе, которой будет управлять их конкурент. Впрочем, количество участников рынка может и сократиться. «Газпром Медиа» может выкупить проект «Поверхность+», чтобы объединить его с подконтрольным ему «НТВ-плюс Украина». Кстати, обе платформы вещают на одном спутнике.
В пятилетней перспективе спутниковые платформы должны контролировать, по прогнозам г-жи Ферчук, 30–35% абонентов платного ТВ. Отечественные DTH-провайдеры пока являются убыточными. По оценкам Игоря Давыденко, срок окупаемости таких проектов, исходя из мирового опыта, составляет как минимум четыре-пять лет. Российская «НТВ-плюс», по данным «ДС», выходила на «точку ноль» около девяти лет.
Наши в космосе
В следующем году местные спутниковые платформы смогут упростить «логистику» доставки каналов на спутники. По информации Национального космического агентства Украины, на 2011 г. запланирован запуск первого отечественного телекоммуникационного спутника. Реализацию данного проекта стоимостью в $ 254 млн НКАУ возложило на оператора спутниковых телекоммуникационных систем ГП «Укркосмос». Для него будет поставляться оборудование канадской компании MacDonald, Dettwiler and Associates Ltd. Украинский спутник укомплектуют 20 активными транспондерами, которые смогут арендовать операторы спутникового ТВ. Если к этому добавить, что у «Укркосмоса» уже есть спутниковая станция в Киеве, на Сырце, то можно сделать выводы, что отечественные DTH-провайдеры смогут перейти на наш спутник с западных и к тому же использовать местный аплинк. Если, конечно, цены окажутся более привлекательными.
Впрочем, национальный спутник после запуска может оказаться перегружен европейскими клиентами, а не нашими. Ведь он будет покрывать не только Украину, но и соседние страны (Беларусь, Польшу, Чехию, Словакию, Румынию, Молдову, Прибалтику). А в 2011–2012 гг. вполне возможен дефицит мест на спутниках ввиду того что ожидается бум «тяжелых» каналов высокой четкости (HD-каналов). К использованию этого стандарта постепенно идет и наш рынок. Как сообщили «ДС» в холдинге Unitrade, за последние три года в стране было продано 137 тыс. LCD-телевизоров с поддержкой Full HD (изображение высокой четкости). Их использование повышает привлекательность трех основных продуктов спутниковых платформ, за счет которых они и существуют: спорта, художественных фильмов и эротики.
Источник: dsnews
|