В воскресенье, 21 марта, на специализированных телевизионных форумах появилась новость о том, что через неделю когда-то популярного украинского телеканала «Мегаспорт» фактически уже не будет. Действительно, вчера эту информацию подтвердили в пресс-службе группы «Интер» (в которую входит «Мегаспорт»). Длительный ребрендинг «Мегаспорта», который официально начался еще в октябре 2009 г., а неофициально - еще в начале 2008 г., когда руководство группы «Интер» задумало провернуть «операцию» по обмену логотипами между «Мегаспортом» и К1, завершится уже 29 марта. В этот день стартует «обновленный» телеканал, имя которому будет «Мега».
Новый «Мега»-канал, по словам руководителя пресс-службы группы «Интер» Ирины Павлик, будет ориентироваться на мужскую аудиторию. Канал уйдет в сторону от спортивной тематики и будет также транслировать развлекательные, соревновательные и игровые передачи отечественного и зарубежного производства. В эфире «Меги» появятся такие программы как «Гладиаторы» (Gladiators) , «Реслинг», «Бои без правил», «X-Play», «Воины ниндзя» (Ninja Warrior), документальные программы о выживании и возможностях человеческого тела - «Выжить любой ценой» (Man vs Wild) производства Discovery». Короче, если верить заверениям руководства телеканала, то после ребрендинга он станет просто «ну очень соблазнительным и привлекательным», причем не только для мужской, но и для женской аудитории. «Мы сохранили дух соревнований и азарта, который присутствовал на «Мегаспорте», плюс собрали на одном канале все тайные желания и мечты мужчин. Впрочем, как и все «мужское», он будет также привлекательным и для женщин, которым интересны мужские игры и мужской мир», - цитирует «Телекритика» комментарий руководителя проекта с ребрендинга Александра Кравцова. Понятно, что о промахах старого при старте нового проекта говорить не принято, и в устах представителей канала все звучит так, будто бы именно к этому и шел все время своего существования «Мегаспорт». Промахи бывают у всех, и это нормально. Попробуем чуть разобраться, почему же «Интер» отказался от спорта.
Фактически, старт «Меги» означает, что из украинского эфира ушел единственный эфирный спортивный телеканал. Стартовавший в мае 2005 года, до сентября 2008 года - канал с национальным покрытием (73% территории страны), после - крупнейший и единственный спортивный эфирный телеканал (покрытие - 52%) просто исчезает с телевизионной карты Украины, уступая место развлекательному формату. С 29 марта зрители нескольких городов, где еще осталось эфирного вещание «Мегаспорта», а в основном аудитория кабельных операторов и зрители спутникового ТВ, получат новый телеканал «Мега», которому придется конкурировать с каналом QTV («КуйТБ») холдинга StarLightMedia, также ориентированным на мужскую аудиторию. Правда, у «КуйТБ» нет эфирных частот, и в этом у «Меги» есть значительное преимущество, так как на правах когда-то общенационального канала «Мега» автоматически может войти в так называемую «универсальную услугу». А это значит, что она будет присутствовать во всех кабельных сетях, причем абсолютно бесплатно (распространение кабельного ТВ сейчас более 30%, и это очень лакомый кусочек рынка). Однако явная «мужская ориентация» также наблюдается у таких популярных эфирных телеканалов как «интеровский» НТН и «пинчуковский» ICTV. Поэтому, меняя спорт на развлекаловку и состязаловку, «Мега» фактически пытается хоть как-то повысить рейтинг и удержать (в идеале - привлечь) аудиторию.
Нужно сразу определиться с тем, что руководство группы «Интер» давненько задумалось отказаться от спорта в своем портфеле. В 2008 году (под шумок с раздутой темой внедрения цифрового телевидения, выдачей лицензий на присутствие в цифровом мультиплексе непонятно каких телекомпаний и т.д.) «Интер» начинает операцию «ОБМЕН», суть которой сводится к «элементарному» обмену логотипами между телеканалами одной крупы - «Мегаспортом» и К1. Зачем? Д затем, что вместе с логотипами они фактически меняются лицензиями на эфирные частоты, в результате чего К1 становиться каналом с национальным покрытием (73%), а «Мегаспорту» от К1 соответственно достаются 52% покрытия. Это означало, что К1 появился во всех областных центрах страны, а «Мегаспорт» остался только в 13 городах. «После попытки в сентябре 2008 года замылить глаза общественности и «честно» поменяться логотипами между К1 и «Мегаспортом», а на практике втиснуть во все областные центры телеканал К1, на котором можно очень неплохо заработать, на выборах в том числе, многие зрители стали называть «Мегаспорт» «миниСпортом». Канал пал в неравном бою между политикой, второстепенным контентом «Интера» и спортивными трансляциями. Если бонзы «Интера» решили, что спорт украинскому народу не нужен, наверное, он нам не нужен. Если НацСовет выдавал лицензию на вещание с концепцией «спортивный телеканал», а потом разрешил «менять» логотипы и сетку вещания в нагрузку - значит и так можно».
Да, были попытки «снять с ушей лапшу» и разобраться в ситуации. Со стороны Нацсовета по телерадивещанию эти попытки, прямо скажем, были только для отвода глаз. Сами же дали «добро», а потом, когда чуть-чуть жаренным запахло, сами же обратились в прокуратуру. Поднимали эту тему и в Верховной Раде, и даже в суды обращались некоторые граждане с требованием аннулировать лицензии, на которых вещает К1 (в декабре 2009 в Окружной административный суд г. Киева соответственный иск подал некто Сергей Голуб). Но толку от этого никакого - в октябре 2009 г. группа «Интер» официально заявила о переформатировании «Мегаспорта». Правда, тогда речь явно не шла об отказе от спорта, все изменения были завуалированы под ребрендинг. «Телеканал «Мегаспорт» станет более экстремальным, состязательно-развлекательным, мы хотим показать спорт не только в его классическом виде, но и предложить другие яркие, зрелищные соревновательные форматы. Мы хотим, чтобы каждый зритель, которому не чужд дух состязательности, азарта, мог найти для себя что-то в программном наполнении канала. При этом вещание будет соответствовать требованиям лицензии», - цитировала в октябре 2009 г. пресс-служба группы «Интер» руководителя проекта по ребрендингу Александра Кравцова. Как и обещали, ребрендинг телеканала «Мегаспорт» завершился к новому телевизионному сезону - весне 2010 года.
С точки зрения руководства группы, возможно, данное решение и имеет смысл, так как «Мегаспорт» давно уже не является обладателем эксклюзивных прав на трансляцию наиболее рейтинговых спортивных, в частности футбольных, событий. От этого и постоянно ползущие вниз рейтинги канала (соответственно и гораздо меньшие доходы от рекламы). Если в первом полугодии 2008 г. до обмена логотипами среднесуточная доля канала по аудитории 18+ составила 0,9%, рейтинг - 0,14%, то средняя доля за февраль 2010 г. была лишь 0,41%. «Футбольные права в Украине распорошены между «Первым национальным», ТЕТ, «Украиной», «Футболом», спортивными каналами группы «Поверхность». Собрать воедино коммерческому вещателю в одни руки весь «спорт номер 1» не удавалось пока никому. Другие виды спорта, не совсем рейтинговые, массовым спросом у зрителей и рекламодателей на спортивном канале не пользуются».
Означает ли это, что спорт больше негде будет посмотреть? Отнюдь. Абонентам кабельного и спутникового ТВ доступно большое количество спортивных каналов как национального, так и зарубежного производства («Евроспорт», «Евроспорт-2», «Евроспорт HD», «Спорт-1,2,3,4», «Спорт HD», ТРК «Футбол», спортивные каналы НТВ и многие другие). А вот те, кто до сих пор ловит сигнал на метровую или дециметровую эфирную антенну, со спортом на ТВ если не распрощаются, то вынуждены будут довольствоваться эфирами «Первого национального» и ТЕТа.
Впрочем, отказ от спорта в эфире наблюдается не только у нас. Россия тоже пошла по этому пути, отказавшись от «РТР Спорт». «Украинский коммерческий телеканал «Мегаспорт» и российский государственный «РТР Спорт» доказали, что формула эфирного спортивного телеканала не работает на просторах СНГ. Тут либо нужен очень серьезный подход иинвестиции , либо лучше не заниматься этим вообще. В случае с российским каналом «Спорт», все права на рейтинговый спортивный телеконтент находится в руках того же государства. Компания «НТВ-плюс» принадлежит «Газпрому», а «Газпром» - государству. Теперь же смотреть спортивные состязания можно будет только в кабельных и спутниковых пакетах. Одним словом, хотите смотреть спорт - платите».
Источник: Sostav
|