SMS-мошенничества создателей телевикторин, совсем недавно всколыхнувшие общественное мнение, внезапно поблекли на фоне того, что не стесняются делать мошенники после терактов в московском метро. Нет, я не о таксистах, берущих втридорога за проезд от одной станции метро до другой, я о тех, кто в своей деятельности перешел грань, за которой уже не в УБЭП надо бы звонить, а находить мерзавца с целью непосредственного общения, ибо нельзя считать людьми тех, кто с целью наживы активно призывает абонентов сотовой связи отправлять SMS на короткие номера для, якобы, помощи пострадавшим. С мошенниками борются - это делают, судя по заявлениям УБЭП, и сами сотовые операторы. Но, складывается впечатление, что для действительной победы над мошенничеством той или иной степени неэтичности делается все же не достаточно много.
УБЭП обратил внимание на телевикторины и конкурсы, в которых телезрителей призывают звонить на платные номера и отвечать на очевиднейшие вопросы, всего лишь неделю назад. Бизнес этот, между прочим, начал торжественное шествие по телеканалам страны еще года четыре назад. Что же побудило грозную государственную службу занести меч правосудия над головою скромных жуликов? Складывается впечатление, что на удочку мошенников попался отпрыск или жена какого-либо руководителя УБЭП, потому что раньше этими мошенниками ведомство не интересовалось - просто не видело их у себя под самым носом (или где там у них телевизор?).
Расскажу несколько историй из жизни. Знакомая моей матери, как и подавляющее число моих знакомых и знакомых моих родственников, просто путем сарафанного радио, инициированного мною же, знают, что не стоит отправлять SMS для гарантированного выигрыша автомобиля или звонить по телевикторинам. Но она, видя, что ответ на заданный во время телепередачи вопрос уж совсем простой, а никто не отвечает, не смогла сдержаться и позвонила. Итог предсказуем, баланс счета стал отрицательным. "Вижу же что могу ответить, а никто не звонит, и понимаю, что не нужно им звонить, а позвонила", - рассказывала она. Подобные же истории мне рассказывали и про других знакомых.
А еще, года три назад, один из сотрудников одной из компаний "большой сотовой тройки", отвечая на мой наивный вопрос о телевикторинах, смеялся мне в лицо. "Ты в самом деле думаешь, что туда стоит звонить, в самом деле думаешь что это прямой эфир?", - хохоча спросил он.
То есть мошеннический характер деятельности телевикторин секретом ни для кого не являлся. Но они работают, работают, без малого четвертый год. Приезжий немец одного из моих коллег, глядя на какую-то из этих многочисленных телевикторин, удивлялся: "А почему ведущие-то не раздеваются?". У них, в Германии, во время ночных трансляций подобного же продукта, теледивы постепенно остаются в неглиже. Нас мало того, что дурят, так еще и хоть какого-то позитива лишают!
Это все присказка, теперь о сказке. "Мы не можем контролировать трафик, поступающий от контент-провайдеров, так как они перепродают номера субагентам, а те перепродают субсубагентам, а те перепродают субсубсубагентам. Если нас информируют о недобросовестной рекламе или ненадлежащем качестве контент-услуг, мы блокируем такие номера, а контент-провайдеров штрафуем", - традиционное объяснение для всех отечественных сотовых операторов.
Ну что же, хорошее, понятное объяснение, не придерешься. Так все на самом деле и есть. Операторы делают все что могут, штрафуют, противодействуют, предупреждают, открывают отдельные страницы или вводят бесплатные сервисы для информирования абонентов о стоимости SMS или звонков. И вот даже в УБЭП этими бессовестными заинтересовались и, наверное, будут кого-то наказывать.
Только почему-то, неясно почему, подобные сервисы все равно не исчезают, а плодятся, плодятся и плодятся. Ответ, разумеется, на поверхности – дело в том, что все предупредительные меры операторов неочевидны. И, как следствие, эти меры не мешают мошенникам получать маржу, причем, видимо, высокую.
Все короткие номера, на которые призывают звонить или отправлять SMS, принадлежат сотовым операторам, у контент-провайдеров эти номера находятся в аренде. У операторов, как минимум, два пути решения проблем с мошенниками, оба кажутся вполне реализуемыми. В рамках первого пути операторы могут категорически запретить контент-провайдерам передавать номера в субаренду, просто запретить и все, и сразу же объем проверяемой информации сузится до тех масштабов, которые вообще возможно проверить.
Второй путь еще более радикальный – вообще перестать давать контент-провайдерам номера в пользование, а контент распространять самостоятельно, осуществляя его централизованные закупки. То есть покупать игры для мобильных телефонов, покупать гороскопы и тесты на совместимость и беременность, покупать порно-ролики и рингтоны, покупать все, что предлагают абонентам с помощью арендованных номеров честные контент-провайдеры. Ведь оператор может выбрать сам, что ему покупать, а что не покупать. И он не станет покупать услуги телестудии, которая предлагает проводить заведомо нечестную телевикторину, ведь не станет же, ведь они-то, операторы, будут заботиться об абоненте? И не станут предлагать абонентам избавиться от вируса на компьютере с помощью недорогого SMS, не должны ведь?
Защитники свободного рынка могут возразить: "Как же так, ведь это убийство целой отрасли, ведь на ней же работают и честные игроки!". Ну да, работают, но, согласитесь, эта овца запаршивела настолько, что проще ее пристрелить. А честные, так они на рынке и останутся, ведь не будут же в "МегаФоне", МТС и "Билайне" создавать собственные подразделения по разработке игр и программированию всяческих тестов. Да и оба предложенных пути, вроде бы, не убивают рынок, а цивилизуют его и выводят из тени, одновременно выводя из под удара наивных абонентов.
Присказка "Без лоха жизнь плоха" живет давно и будет жить еще очень долго, не в отрасли сотовой связи, так где-нибудь еще. Но ведь операторы сотовой связи заботятся об абоненте, ну, или если не об абоненте, то хотя бы о собственном имидже. Или, все-таки, деньги не пахнут?
Автор: Виктор Логинов, comnews
Источник: comnews
|