«… и оно будет истиной в последней инстанции». С новым руководителем Первого канала ТК поговорила о документальном кино, национальной идее и возможности их творческого синтеза
Марка Греся назначили руководителем творческо-производственного объединения художественных и публицистических фильмов Первого национального (о том, что такое назначение планируется, мы загодя сообщали нашим читателям).
С новым руководителем Первого канала нам удалось встретиться в Трускавце на фестивале «Золотая пектораль». Он был самым эмоциональным членом жюри, о будущей работе говорил не иначе как с оптимизмом и настойчиво пытался отучить самого себя называть Первый канал «УТ-1».
- Марк, что побудило вас войти в жюри фестиваля «Золотая пектораль»?
- Мне интересно увидеть, что сейчас делают другие - в связи с новой должностью мне нужно в гораздо большем объеме смотреть на образцы лучшего фестивального продукта: что может предложить Россия, что может предложить Украина, и что следует сделать Украине, чтобы приблизиться к уровню России в производстве документальных фильмов. Понимаете, у меня теперь коллектив 50-летних бойких «старушек», которые сделали по 50-60 фильмов за свою жизнь. Но как бы они на меня ни обижались, я об этом говорю без стеснения: мы работаем сейчас хуже, мы менее реактивны в качестве мышления и быстроты реакции, чем наши российские коллеги. Мы достаточно долго кисли в производстве качественного собственного продукта. Потому что ни один наш канал не ставил перед собой амбициозных задач относительно полномасштабного производства документального телекино. В то время как на российских и западных каналах документалистика является одним из приоритетов. И документальный продукт сейчас на рынке телепродаж лидирует, заметно обгоняя сериалы и кино. Именно такой продукт нужен и нам для того, чтобы мы могли начать построение своей новой политики на Первом канале.
- И на какие образцы документалистики вы будете ориентироваться?
- Я сейчас смотрю российские каналы, отсматриваю продукцию лучших представителей украинской документалистики и делаю выводы. На фестивале я посмотрел порядка 15 фильмов, и мне интересно и хорошее, и плохое кино, иногда смотреть плохое даже полезней. В хорошем я выделяю для себя то, что мы могли бы развить, а в плохом фиксирую те недостатки, повторения которых надо избежать. Я впервые в своей жизни пребываю в роли большого начальника, когда я отвечаю не только сам за себя и свой проект. На первом же собрании в НТКУ сотрудники меня спросили, чем вы будете руководствоваться, определяя, каков продукт - хорош или нет? Я сказал, что буду руководствоваться своим мнением, и оно будет истиной в последней инстанции. Потому что перед руководством канала за него буду отвечать я, а не какой-то мифический худсовет. Кстати, на таких фестивалях, как «Золотая пектораль» и ему подобных, набирается опыт. И потом я буду своим подчиненным говорить: «Вы мне предлагаете то-то и то-то, но я уже видел такое, и это было худо» или «Я видел подобное - считаю, что и эти ходы, и стилистика будут интересны».
- Какой фильм вас заинтересовал? И поскольку вы теперь занимаетесь не только производством, но и выбором документального продукта для покупки Первым каналом, будете ли вы предлагать проекты фестиваля руководству Первого канала?
- Возможно, я выберу для канала какие-то фильмы, показанные на фестивале. Но на сегодня концепция, структура и философия Первого канала меняются. И пока происходит этот процесс, я не могу выбрать определенный продукт, но могу отметить то, что меня заинтересовало. Из конкурсных работ мне понравился фильм про отряды Гелаева («Гнездо "Черного ангела"», производство «Рен-ТВ». - ТК) с познавательной точки зрения. Сделано добротное четкое кино, я понимаю, что зрителю нужно подобное кино, его можно продать, и такой продукт я бы купил. К тому же, и этот фильм, и фильм о Скниловской трагедии («Дело стрелочников». - ТК), сделаны «Рен-ТВ» исходя из тех же возможностей, какими располагает и наш Первый канал. Фильмы сделаны на крупных планах героев, на монтажных склейках, при отсутствии спецэффектов. То есть, то же самое могут сделать и сотрудники нашего канала.
- Какие задания на сегодня поставило перед вами руководство, а какие вы будете ставить перед своим творческим объединением?
- Я хочу от подразделений документалистики, социалки и публицистики Первого национального той степени внутренней организованности, которая позволит выстраивать линейки продукта собственного производства. Когда будет построена линейка собственного производства, я уже смогу попробовать подтягивать ее вверх по качеству. У нас сейчас нет задачи сделать отдельно взятых пять гениальных фильмов, которые возьмут призы на фестивалях. Зритель хочет увидеть что-то сейчас, а включая Первый национальный, он видит то, что не соответствует ни статусу, ни возможностям канала, ни потребностям аудитории. Мы должны повысить средний профессионализм и отстроить производственные линии, которые бы позволяли создавать некий продукт, за который было бы не стыдно, и выпускать его циклично.
Когда я посмотрел проекты редакции Первого национального, я увидел немало относительно неплохих робот. То есть они не безнадежны, их можно было подтянуть: заранее поставить нормальную задачу, более серьезно поработать с текстом - и они были бы более цельными и серьезными. Но они разовые. Я не могу из них выстроить линейки. А мне нужно, чтобы зритель, включая телевизор в понедельник, четверг или субботу, в обозначенное время встретился с полноценным документальным продуктом. Ни один телевизионный коммерческий канал (кроме СТБ) не дает украинскому зрителю возможность увидеть некий продукт, отличающийся от сериальной сетки топовых каналов. И я знаю, что есть огромное количество нормальных людей, которые не включают топ-каналы в прайм, потому что там выходят сериалы. А я хочу добиться того, чтобы человек, включив телевизор в это время, мог увидеть на Первом национальном нечто пусть не шедевральное, но отличающееся по теме, стилистике и задачам от привычного «мыла». Это будет первый шаг для формирования новой аудитории канала.
- Какой объем собственного документального продукта вы сможете производить?
- Это будет сетка документальных фильмов. Я надеюсь, что те 56 человек, которые работают сейчас в редакции, смогут производить примерно 10 фильмов в месяц. И у меня появится некоторый продукт, который сможет заполнить определенные слоты. Но это будет возможно только если мне удастся наладить бесперебойную работу производственной системы. На сегодня те кадры, которые работают в старой традиции производства УТ-1, с этим справиться пока не могут. И руководство ставит передо мной задачу найти оптимальное соотношение производственных сил, чтобы достичь этого результата. Я буду всеми силами стараться заполнить определенные слоты своим продуктом, иногда покупным продуктом.
- Речь идет о производстве праймового продукта?
- Еще не знаю. Все будет зависеть от уровня того продукта, который мы произведем. Мы будем всеми силами добиваться продвижения к прайму.
- На какую аудиторию вы собираетесь работать?
- Моя мечта - это аудитория, которая не смотрит телевизор, то есть та, к которой принадлежу я. Это как раз более-менее толковые люди, которые что-то покупают. Если нам удастся привлечь аудиторию, которая не смотрит телевизор, это будет уже маленькая победа.
- Это очень сложная задача, которую ставят перед собой многие (в свое время К1, теперь ТВі)...
- Я же не говорю, что мы не боимся сложных задач. Но сейчас оторвать людей, которые прикормлены сериалами, распределенными в сетке между новостями (что делает и новости частью сериалов), очень трудно. Процесс отупения очень серьезен и уже безнадежен. Оторвать человека от привычных для него вещей невозможно. Мы должны искать новых людей, которые могут и, возможно, захотят смотреть наш канал.
- За счет чего вы будете пытаться это сделать? Как будете подбирать темы для фильмов?
- По темам. Недавно я смотрел фильм о поэте, про которого никогда не слышал, поэзия которого мне не понравилась, и все мне вроде не понравилось, но я сидел и смотрел. Потому что режиссер смог передать ощущения времени, и мне было интересно, как вокруг героя кружилась жизнь в то время, которого я не знаю. Режиссер заставил меня окунуться в эту эпоху, и есть много людей, которые прикипают к этому. А в чем отличия национального канала? Я принял это предложение, потому что это единственный канал, который не обязывает меня гнать рейтинг хотя бы в какие-то временные промежутки. Я не сторонник украинской идеи, и все об этом прекрасно знают, но я знаю, что такое формирование нации, мировоззрения. Для этого нужен продукт, который не имеет рейтинга. Мы должны снимать фильм о Литвиненко-Вольгемут. Просто должны, потому что его больше нигде, ни на каком другом канале не покажут. Но мы должны сделать этот продукт более интересным и современным.
- На какие темы вы будете снимать в первую очередь?
- Безусловно, будет затрагиваться тема «війни за незалежність». Это моя любимая тема. Полный отказ в этом деле от шароварщины и привлечение к нему веселости и спокойного, без придыхания отношения к своей истории. Мы нормальная страна, мы имели право ошибаться. Существует поговорка «о евреях либо хорошо, либо ничего», и Жаботинский, основатель сионистского движения, как-то сказал: «Дайте нам право на своих подлецов. У нас тоже должны быть свои неудачники и плохие политики». Бездарнее Грушевского придумать политика невозможно! Если о нем говорить, что он гений, причем говорить двадцать тысяч раз подряд, выдувая его как лягушку через соломинку, то уже начинает развиваться убыточное самосознание. Это моя позиция, и она будет, безусловно, смягчена и даже снивелирована в работе на канале. Но я хочу добиться от себя и своего коллектива не тяжеловесного продукта, который будет катиться с гор, раздавливая всех интеллектом. Я хочу сделать серьезные темы веселыми и легкими. Можно назвать это популяризаторством. Люди должны с интересом и легкостью о чем-то узнавать, а не рыдать и плакать. Телевиденья, которое пропагандирую я, - это не слезы перед экраном, не мокрые коленки от того, что нас, украинцев, всю жизнь обижали. Все спокойно, наша история была разной, и мы разные. Я себе представляю такой пример: если через триста лет два археолога откопают две наши газеты, изданные одним днем и рассказывающие об одних событиях, то они передерутся между собой за то, кто прав. Газеты-то будут настоящие, но изданные разными политическими силами. Я к тому веду, что мы не можем договориться о сегодняшнем днем, а хотим добиться одногласности о прошлом.
- Будете ли вы приглашать новые кадры для работы над этими проектами?
- Я принимал решение о согласии на эту работу, безусловно, надеясь на то, что смогу привлечь 2-3 специалиста, но не больше. Интересней работать с теми людьми, которые есть. Безусловно, некоторые люди безнадежны, с ними будет принято трудное решение расстаться, но я не верю во всеобщую безнадежность. Также не верю во всеобщие вздохи, мол, я натолкнусь на то, что с этими людьми ничего нельзя сделать. Можно, все можно сделать. Я вспоминаю, как в первый день в армии нас выгнали на плац, и нельзя было даже представить, что из этого разношерстного коллектива когда-то может создаться боевая единица (взвод или рота). Но ведь создаются же. Я тоже не думал, что смогу маршировать и преодолевать полосу препятствий, но научили.
- А кто будет среди тех трех человек, которых вы пригласите?
- Будет несколько человек, которые смогут помочь моим людям отработать технологии в той области, где я не силен. Я никогда не был режиссером, я могу монтировать, но не могу дать квалифицированный комментарий по поводу склеек и т. д. Я не могу быть оператором, и хоть я и художник с большими выставками, но не могу сфотографировать стакан. Поэтому мне нужны несколько человек, которые понимают меня с полуслова и смогут выстроить технологические линии. А наполнить эти линии смыслом - это уже моя задача, которой я не собираюсь ни с кем делиться.
Источник: Телекритика
|