Тема объемного видео сейчас широко обсуждается на выставках и в прессе. Многие люди задаются вопросом, насколько это нужно и не является ли 3D просто временным заскоком или рекламной уловкой; но несомненно, в цифровом кино эта технология оказалась успешной и приносит большие деньги.
Теперь все заговорили о 3D на устройствах пользователей - телевизорах, компьютерах, телефонах. Появились и консалтинговые агентства, которые исследуют эту тему и дают советы компаниям, как правильно вкладывать деньги в 3D и какие трудности могут ожидать на этом пути. Одна из американских консалтинговых компаний DIGDIA выпустила соответствующий отчет и подготовила публикацию в журнале Communications Technology. Эта статья и легла в основу данного материала.
3D в цифровом кино
Технология 3D в кино стала активно использоваться в середине 50-х. В 1953 году, по данным DIGDIA, было снято около 30 фильмов в 3D- больше, чем в 2009-м, и чуть меньше того, что планируется снять в 2010-м. Однако такие фильмы не стали популярными и практически не показывались и не снимались в последующие годы. Все изменилось с появлением цифрового кино. Оно легко справляется с передачей качественного изображения для каждого глаза, и, кроме того, современные технологии съемки и обработки видео позволяют создать качественное изображение. Первый объемный цифровой фильм вышел в 2005-м, это был Chicken Little киностудии Disney.
Оказалось, что зрителям новый формат нравится. Билетные кассы зачастую получают от проката 3D-версии в два, а то и в три раза больше, чем от обычной. Фильмы, подобные "Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек" или "Аватар", многие недели захватывают первые места в списке популярности у зрителей. "Аватар" сумел стать первым фильмом с валовой выручкой более двух миллиардов долларов. Этот успех способствует дальнейшему росту производства 3D контента и дальнейшим вложениям в технологии и оборудование. Какие тут есть подводные камни? Вся эта суматоха приведет к тому, что 3D станут снимать все кому не лень. Так что вскоре появится и некачественные 3D-фильмы.
На сайте www.3dathome можно найти список фильмов в 3D - начиная с тех, что были сняты с 20-х годов 20 века и включая те, которые еще только планируются.
Экономика 3D
Как объясняет Insight Media, еще одно консалтинговое агентство, исследующее тему 3D, 50-60% дохода голливудские мейджоры получают не от проката фильма в кинотеатрах, а от продаж фильмов на DVD и Blu-ray. Поэтому производители контента очень заинтересованы в развитии 3D в доме. В 2010-м на 3D Blu-ray планируется выпустить от 15 до 25 фильмов. Все основные производители телевизоров заявили о выпуске моделей 3D - от одной до 14 моделей в 2010 году.
Однако нужно учитывать, что не все могут смотреть 3D. Как отметил представитель канала Discovery, который вместе с IMAX и Sony планирует запустить 3D канал к 2011 году, около 12% зрителей имеют проблемы с бинокулярным зрением и поэтому не могут смотреть 3D.
Пересылка удвоенного изображения
Для 3D требуется больший объем информации, так нужно передавать левые и правые изображения.
В кинотеатре типичный 2D кинофильм требует около 200 Гигабайт данных. Для 3D фильма потребуется порядка 350 Гигабайт. Если фильм поступает в кинотеатр на диске, особых проблем нет. Но растущее число кинотеатров получают свои файлы через спутник. Пересылка 3D фильма через обычный спутниковый транспондер с 40 Мбит/с потребует чуть ли не день. Платить нужно будет больше и времени тратить тоже больше.
Кроме фильмов, имеется 3D контент, передающийся непосредственно с места действия, такой как матч звезд NBA в прошлом году. Он передавался через спутник в небольшое число залов. В этом году таких трансляций планируется значительно больше, в частности, ESPN собирается вещать в реальном времени 85 спортивных событий, включая Кубок мира по футболу.
Трансляция игр NBA организована следующим образом. Начинается все с нескольких 3D-камер (3ality). Эти камеры связаны с передвижной телевизионной студией (Turner), где режиссер выбирает планы и углы обзора для камер. (В 3D появляется возможность менять направление осей сдвоенных камер, снимающих каждая для своего глаза, таким образом, режиссер должен не только выбрать, с каких камер идет изображение и в каком увеличении, но и предсказать, на что будет смотреть зритель, и как, соответственно, должны быть сведены камеры. Этот процесс по-английски называется convergence.) Видео обрабатывается, корректируется по цвету и так далее, с помощью оборудования post production (3ality & Quantel). Затем 3D-изображение кодируется и сжимается (Sensio). После этого поток данных передается через распределительную сеть (Cinedigm) на спутник (IDC) и принимается на антенны, расположенные на крышах кинотеатров. Далее поток распаковывается (IDC/Sensio), посылается на сервер цифрового кино (Doremi), и затем через интерфейс Dual-Link HD SDI и кодер CineLink II компании T.I. передается на проектор (Christie), где и формируется 3D (RealD).
Домашний показ
Первая проблема - это пропускная способность. Для распространения 3D потоков компания BSkyB выделяет 18 Мбит/с. Это больше, чем BSkyB предоставляет для HDTV, и существенно больше того, что выделяется каналам HDTV в кабельных сетях. Таким образом, кабельные и спутниковые операторы, которые только что с трудом выделили емкость для HDTV, теперь, для передачи 3D, должны еще ее расширить. Во-вторых, кабельные и спутниковые провайдеры должны предоставлять услуги в рамках своей установленной базы сет-топ боксов. Если приставка относительно новая, то на нее можно загрузить новое ПО. Если нет, то потребуется новая приставка.
В-третьих, нужно обратить внимание на интерфейс HDMI. Недавно разработана версия HDMI 1.4 для работы с 3D. Она предусматривает разрешение 1080p для каждого глаза (1080p/24Гц или 720p/50 или 60Гц). Это означает проблемы для кабельных и спутниковых провайдеров, так как их сет-топ боксы не поддерживают HDMI 1.4 и возможность передачи 2х1080p. Должны быть разработаны новые варианты стандарта.
Форматы
Имеется много вариантов передачи изображения для правого и левого глаза в транспортном потоке.
В случае компаний BSkyB и DirecTV правое/левое изображения посылаются, используя формат side-by-side. Оба изображения сжимаются по горизонтали с уменьшением разрешения и помещаются рядом в обычном кадре для 2D.
С другой стороны, после всестороннего тестирования американская стандартизирующая организация CableLabs рекомендует варрант over/under, когда в этом же кадре изображения для разных глаз расположены одно под другим. Большее разрешение по горизонтали может содействовать созданию более адекватного объемного изображения и меньше зависит от дисплея.
Помимо способа размещения изображений в кадре нужно еще задумываться и о специальном кодировании для 3D. Для Blu-ray выбран вариант Multi-View Coding (MVC). MVC использует функцию MPEG4, названную scalable video, которая позволяет кодировать многочисленные версии одного изображения в одном потоке. Первоначально предназначенная для потоковой передачи данных с несколькими вариантами разрешения эта методика здесь используется для кодирования левого и правого кадров. Как показали измерения, при использовании MVC для передачи изображения для второго глаза потребуется дополнительно от 40 до 70% полосы. Захотят ли операторы ее выделять? Каждый будет решать сам.
Пользовательские устройства
Еще одна проблема - неразбериха на уровне телевизоров. Например, если в прошлом кто-то купил 3D-совместимый телевизор, будет ли он работать с 3D сегодняшнего дня? Аналитики советуют лучше купить новый. Старые модели не поддерживают 3D Blu-ray, так как не поддерживается HDMI 1.4. Компания Mitsubishi собирается предоставлять специальное устройство-переходник. В ряде случаев возможно обновить ПО. Но нельзя сказать, что это удобно для клиентов.
(Подробно о разных вариантах пользовательских устройств, которые предлагаются в 2010-м, можно прочитать в отчете Insight Media.)
Потребители пока не очень разбираются, что именно означает 3D в названии фильма. Например, есть фильмы типа "Монстры против пришельцев", которые сейчас продаются в анаглифном варианте 3D, предполагающим использование красно-зеленых очков. Эти же фильмы вскоре появятся и в более современном 3D-стандарте для Blu-ray. По обложке трудно определить, что именно продается.
Еще более коварным является преобразование 2D в 3D, предлагаемое некоторыми моделями телевизоров 2010 года. (Прим: В том числе и телевизорами Самсунг 3D серии 7000, которые производятся в России.) В принципе, это работает для случая медленно меняющихся сцен, но в других случаях, скорее, вызывает головную боль. То есть эта технология дискредитирует 3D.
В настоящее время 3D также появляется в мобильных устройствах, например, телефонах. Мобильные устройство обладают меньшими дисплеями, для них подходит автостереоскопическое стерео с небольшой зоной создания качественного 3D-эффекта. Существуют несколько таких технологий, и большинство из них дает хорошую картинку. Эти технологии уже распространены в Японии.
Стандарты
Пока стандарты в 3D TV практически отсутствуют, но ведется активная работа по их подготовке. Первые спецификации для Blu-ray и HDMI уже появились. Над рядом стандартов ведется активная работа. Например, DVB собирается ускорить работу по решению ряда проблем для различных платформ, включая передачу сигнальной информации, метаданных, оптимизацию кодирования, вывода текста и планирует создать какие-то спецификации до конца этого года. (Подробнее о планах по стандартизации 3D можно прочитать в материалах, написанных по итогам выставки NAB - cм, например, broadcastengineering). Для согласования усилий ряд компаний объединились в консорциум 3D@Home (www.3dathome.org). Он помогает стандартизирующим органам координировать работу.
Таким образом, на данный момент в области 3D существует множество проблем. В статье рассмотрены лишь некоторые из них. В ближайшие годы нас ждет масса изменений и масса новых интересных возможностей в этой сфере.
Источник: telemultimedia
|