19 февраля в администрации Алтайского края состоялась презентация системного проекта сети цифрового телевизионного вещания. Я внимательно ознакомился с размещенным на официальном сайте региона сообщением об этом мероприятии и удивился тому, что ни слова не сказано о краевом телеканале «Катунь 24». А ведь совсем недавно заявлялось, что этот дорогостоящий проект нужен краю для перехода на цифровое вещание. Прошедшая в администрации презентация – хороший повод вновь вернуться к медийной политике краевых властей.
Немного истории
В 2009 году в крае было запущено так называемое губернаторское телевидение – финансируемый из краевого бюджета телеканал «Катунь 24». Мне уже не раз приходилось комментировать это затратное и пока, к сожалению, неэффективное начинание. Коротко напомню наиболее важное.
В ведомственной целевой программе «Информационное обеспечение деятельности органов государственной власти Алтайского края по социально-экономическому развитию Алтайского края» на организацию работы краевого телевизионного канала в 2009-2011 гг. предусмотрено 142 млн 325 тыс. рублей. В 2008 году для создания телевидения было заключено госконтрактов на сумму более 36 млн рублей. Кроме того, осуществляется аренда спутника – это еще несколько миллионов рублей в год.
Но этих денег на содержание канала, транслирующего 24 часа в сутки собственные программы, не хватит. Значит, понадобится дополнительное финансирование из краевого бюджета.
Кто смотрит «Катунь 24»?
В Алтайском крае не утихают споры об аудитории нового телеканала. Один из депутатов Законодательного собрания смело заявил, что «Катунь 24» уже смотрит миллион человек. Но данные из компетентных источников говорят о другом. На запрос депутата КЗС Андрея Щукина в Алтайском краевом радиотелевизионном передающем центре (КРТПЦ) ответили, что охват аудитории 22 ТВ-станциями, транслирующими «Катунь 24», составляет 649 тыс. 898 жителей (население Алтайского края – 2,5 млн человек).
При этом нужно помнить о том, что охват аудитории означает количество потенциальных зрителей, тех, кто имеет техническую возможность смотреть телеканал. А вот смотрит ли? Это большой вопрос. Думается, реальная аудитория в разы меньше, и не более 100 тыс. человек.
Об «изучении» общественного мнения
В ноябре прошлого года, при обсуждении вопроса о финансировании «Катуни 24» на сессии КЗС, вице-губернатор Борис Ларин заявил: «Мы провели достаточно серьезное исследование по отношению общественности, отношению жителей края вообще к созданию своего регионального телевизионного канала. И я хочу вас заверить, что подавляющее большинство населения края, различных структур, в том числе общественных структур, выступает за создание такого канала».
Насчет «подавляющего большинства населения» Борис Владимирович, конечно, погорячился – для получения таких данных нужно провести референдум. Но мне, все-таки, захотелось узнать, о каком исследовании идет речь, и я обратился к Борису Ларину с депутатским запросом.
«Обоснование необходимости создания регионального телевизионного канала может быть дополнено информацией, полученной в результате анализа социологических исследований, проведенных научно-исследовательским центром факультета социологии АлтГУ в 2008-2009 годах. Обращаю Ваше внимание, что исследований в отношении цифрового телевидения не проводилось, - говорится в ответе на мой запрос. – В результате опроса населения Алтайского края было выявлено, что 88% взрослого населения края считают основным источником информации о деятельности органов власти региональное телевидение».
В 2008 году «Катуни 24» еще не было. Сегодняшнее количество зрителей телеканала мы примерно выяснили. Какое же региональное телевидение имеет в виду вице-губернатор? Ответ напрашивается сам собой – ГТРК «Алтай», выпуски новостей которой имеет возможность смотреть почти весь край. Именно их большинство участников опросов считают основным источником информации о деятельности власти. Но как из этого следует необходимость создания собственного телеканала? Нет ответа.
«Катунь 24» и цифровое вещание
В Российской Федерации начался переход на цифровое теле- и радиовещание. Вещание в «цифре» сделает телевизионные и радиоканалы доступнее. Если сегодня жители Барнаула на обычную антенну могут принимать 12 телепрограмм, то в удаленных селах края – одну-две. Переход на «цифру» позволит увеличить количество принимаемых программ.
Алтайский край вошел в список из 12 приграничных регионов РФ, где цифровое вещание начнется раньше, чем по всей России. За федеральные деньги на территории края будет создана сеть цифрового вещания, которая позволит принимать телевизионные каналы первого мультиплекса – «Первый канал», «Россию», НТВ, «Пятый канал» (Санкт-Петербург), «Вести-24», «Спорт», «Детский», а также радио – «Радио России», «Маяк», «Вести».
После запуска первого мультиплекса начнут формироваться второй, третий и т.д. мультиплексы.
Обосновывая необходимость финансирования «Катуни 24» на сессии КЗС 26 ноября прошлого года, Борис Ларин упирал на то, что одним из аспектов перехода на цифровое вещание в крае «является наличие соответствующей базы, наличие соответствующей региональной редакции, регионального телевизионного центра, который может быть использован для получения соответствующих ресурсов». По его мнению, это необходимо для «реализации концепции в части второго мультиплекса».
На мой вопрос о перечне требований и сроках их выполнения для включения «Катуни 24» во второй мультиплекс Ларин ответил следующее: «Перечень требований и сроки выполнения включения телеканала «Катунь 24» в состав второго мультиплекса может быть рассмотрен после утверждения порядка его формирования и статуса. К этому времени должно быть обеспечено стабильное функционирование телевещания».
То есть, пока непонятно, как будет формироваться второй мультиплекс, и какие каналы в него войдут. Ясно одно: несколько лет уйдет на запуск первого мультиплекса, отлаживание нормальной работы цифрового вещания. И только после этого начнется запуск второго мультиплекса.
Ларин, мягко говоря, умышленно либо неумышленно ввел в заблуждение депутатов, предоставил им неточную информацию. Специалистов, которые могли бы разобраться профессионально, среди депутатов не оказалось. Так может случиться и с любой другой проблемой. Значит, депутатам КЗС нужно быть внимательнее, привлекать экспертов, профессионалов. Особенно это касается принятия вопросов, которые влекут за собой расходование десятков и сотен миллионов не федерального, а краевого, и без того, скудного бюджета.
Допустим, что «Катунь 24» войдет во второй мультиплекс. Но зачем в 2009 году для развития цифрового вещания было запускать краевой телевизионный канал, ведущий аналоговое вещание? Второй мультиплекс появится, дай Бог, лет через пять. К тому времени амортизируется закупленная техника (камеры, студийное оборудование), а телевизионные передатчики, вещающие сегодня в аналоговом формате, в цифровом работать вообще не могут, значит, их придется менять. А это миллионы и миллионы бюджетных рублей. Между тем, как сообщил начальник управления Алтайского края по печати и информации Евгений Нечепуренко в ответе на депутатский запрос моего коллеги, депутата КЗС Андрея Щукина, в 2010 году планируется приобретение дополнительного оборудования. К чему эти траты? Зачем покупать то, что за несколько лет придет в негодность или вообще не подойдет для цифрового вещания?
Не лучше ли было дождаться решения вопроса о вхождении краевого телевизионного канала во второй (третий) мультиплекс, а уж затем начинать тратить деньги краевого бюджета? Для чего сегодня вкладывать сотни миллионов бюджетных рублей в телевидение, которое смотрят сотня-другая тысяч из двух с половиной миллионов жителей края?
Мне могут возразить: мы должны тщательно подготовиться к переходу на цифровое вещание. Согласен. Но, как человек, долгое время занимавшийся радио и телевидением, знаю, что «запустить» телекомпанию (подготовить студию, создать редакцию) можно за полгода. В случае же с «Катунью 24» речь идет о пятилетке. Значит, дело вовсе не в подготовке к переходу на цифровое вещание, а в стремлении создать еще один инструмент для самопиара.
Источник: Радио портал
|