Модная болезнь под названием 3D-телевидение стремительно прогрессирует: теперь ее подхватили связисты, которые грозят в скором времени заразить и абонентов. В ходе нынешнего "Связь-Экспокомма" сразу два крупных российских оператора заявили о готовности транслировать 3D. Есть технология, есть некоторое количество оборудования с ее поддержкой, есть инфраструктура, которая, как оказалось, "готова", и даже контента немного имеется. Но все это не дает ответа на главный вопрос – а готовы ли зрители потреблять то весьма сырое блюдо, которое им предлагается?
Если судить по достижениям отца "Терминатора" и его сказки о планете синих татуированных эльфов, то вроде бы народ для 3D созрел. Но одно дело современный кинотеатр – огромные экраны, сногсшибательный звук и бесконечный поток попкорна с пепси, создающие непередаваемый "эффект присутствия" и даже "соучастия". И совсем другое дело квартира – гостиная, а может быть даже и кухня, в которой люди способны ощущать только один эффект – эффект присутствия на кухне.
Будучи сторонником технологического прогресса, я искренне радуюсь каждому прорыву, который создает для человека новые, понятные и, бесспорно, полезные возможности или хотя бы делает обыденную жизнь чуточку проще или лучше. В последнее время телеиндустрия не балует нас такими подарками, не считая, конечно, HDTV и взросших на его почве систем телеприсутствия, о полезности которых, между прочим, можно и поспорить. Поэтому, когда на волне успеха трехмерных блокбастеров на рынке всерьез запахло 3D-телевидением, я наивно ждал чего-то особенного. Например, похожего на голографические джедайские системы связи, генерирующие в любом удобном месте объемное, "живое" изображение. Только не такое дерганое и синюшное, как у Лукаса, конечно, потому что зрители ведь не джедаи.
Но то, что некоторые деятели рынка пытаются выдать за 3D-телевидение, откровенно попахивает темной стороной. Взять хотя бы издержки существующих 3D-технологий, которые подразумевают обязательное использование специальных очков – затворных или поляризационных. За это острые на язык коллеги уже окрестили такие технологии "очковым телевидением". Между прочим, эти самые очки могут создавать массу неудобств: например, при неправильном освещении того пространства, в котором установлен 3D-телевизор становится заметно мерцание, быстро утомляющее глаза. Я уже не говорю про очкариков – им, то есть нам, и так постоянно приходится кое-что носить на носу. Не всякий, знаете ли, нос уместит и выдержит две пары очков.
Еще одна технологическая тонкость. Участники рынка долго спорили, каким же должно быть 3D-телевидение по отношению к зрителю – выпуклым или вогнутым. Спешу обрадовать апологетов обеих концепций: современные 3D-телевизоры способны воспроизводить и тот и другой визуальный эффект одновременно. Но вот незадача: теперь производители контента вынуждены ломать голову над тем, что в кадре выпячивать, а что, наоборот, углублять. Допустим, знаменитая брюссельская скульптурная композиция "писающий мальчик" не оставит зрителей равнодушными, если струя будет выглядеть реалистично и направлена из телевизора прямо в глаз или на любимый ковер. Эта же композиция в вогнутой интерпретации со струей, бьющей в экран из глубины, будет выглядеть проигрышно.
Все эти технологические нюансы усложняют и без того непростой процесс производства контента, а главное - ставят под большой вопрос премиальность данной услуги. Ну какой же это премиальный сервис, если ради сомнительного удовольствия зрители должны мириться с неудобствами, дефицитом контента, да еще и немало платить за это? И момент-то для раскрутки не очень подходящий – многие только-только осознали достоинства HDTV и едва приобрели желанный телевизор высокой четкости, а рынок им уже очередную дорогую игрушку втюхивает.
В общем, сонм очкастых и носатых телезрителей с одной стороны и киношников с камерами, похожими на бинокли-переростки, с другой стороны – вся эта концепция выглядит слишком неубедительной для массового тиражирования. Но операторы неожиданно ухватились за нее и стали изучать возможность осуществления трансляции 3D-телевидения на базе существующей инфраструктуры. Их можно понять, ведь они, не прикладывая особых усилий, вписались в рекламный поток, инициатором и главным источником которого выступают производители телевизоров. И в продвижении 3D связисты могут преуспеть даже больше, чем крупные телекомпании и поставщики спутникового телевидения, потому что начали делать это раньше. В ходе "Связь-Экспокомма" сразу два крупных оператора - "Акадо-Столица" и "Вымпелком" - заявили о готовности предложить абонентам такую услугу – в случае, если будет что предлагать. А это значит, что как только появится контент – появится и услуга. Вот только те, кто ее готовит, похоже, не ломают голову над вопросом, прозвучавшим в самом начале. Или просто делают вид, что не ломают.
ДАНИЛА ШЕПОВАЛЬНИКОВ, обозреватель журнала "Стандарт"
Источник: ComNews
|