Телевизионный Первый канал начал ребрендинг своих дочерних тематических каналов. Активизация на рынке тематического телевидения связана с борьбой крупнейших медиахолдингов за место в системе цифрового вещания
Первый канал объявил о планах провести ребрендинг своих тематических «дочек» — каналов «Время», «Музыка», «Дом кино» и «Телекафе». Первым этапом ребрендинга стал рестайлинг логотипов. За основу новых логотипов взяты единица — символ Первого канала — и названия каналов. Главным идентификационным элементом, как и прежде, остается цвет: за каналом «Время» закреплен голубой, за «Музыкой» — сиреневый, красный отдан «Дому кино», а бордовый — «Телекафе». Единственная «дочка», которой не коснулись изменения, — канал «Теленяня»: этот бренд уже имеет широкую известность на рынке.
По словам генерального директора ЗАО «Первый канал. Всемирная сеть» Николая Дубового, благодаря рестайлингу тематические каналы получили более четкую идентификацию, что в данный момент полностью отвечает потребностям развития проекта. Он уточнил, что это лишь первый этап большой работы по изменению имиджа каналов. Дополнительные комментарии компания предоставить не смогла, однако наблюдатели сходятся в том, что Первый канал готовится к переделу рынка тематического и эфирного вещания в преддверии перехода на «цифру».
Перспектива наступила Первый канал вышел на рынок тематического вещания еще в 2006 году. Сначала базу контента «дочек» составлял архив программ самого Первого канала. В результате ключевой статьей расходов при запуске стали затраты на транспортировку данных, что не превышает 5 млн долларов в год. Позднее каналы стали частично закупать контент как у отечественных, так и у зарубежных производителей. По мнению начальника управления прямых продаж холдинга «Газпром-Медиа» Нины Коваленко, ребрендинг направлен на повышение узнаваемости тематических каналов Первого. «Рынок неэфирных каналов активно развивается, — рассуждает эксперт, — и для канала, который хочет преуспеть, просто необходимы четкое позиционирование и качественный контент, что, в свою очередь, поможет увеличить аудиторию и повысить интерес рекламодателей».
Свою активность на рынке тематического вещания увеличила и ВГТРК. Сейчас в этом сегменте у нее три канала: информационный «Вести 24», детский «Бибигон» и познавательный «Моя планета». Как рассказал заместитель гендиректора ВГТРК Дмитрий Медников, в ближайшие два-три года группа может открыть до десяти новых каналов. Цели в первую очередь просветительские (ключевые направления — наука, история, туризм) и в меньшей степени — коммерческие. Кроме того, в начале года ВГТРК провела ребрендинг эфирных каналов, однако, по словам топ-менеджера, будущие бренды тематических каналов не станут встраиваться в эту линейку.
Если в середине 2000−х тематические каналы воспринимались крупными медиагруппами как инвестиции на перспективу, то сейчас эта перспектива наступила. Дело в том, что по мере роста числа доступных эфирных и тематических каналов доля аудитории федеральных, в частности Первого, сокращалась, но снижения выручки удавалось избежать за счет бурного роста рекламного рынка. Прошлый год подвел черту под дальнейшим применением этой модели, и менеджмент компании ищет новые источники дохода. Один из них — развитие своих неэфирных «дочек».
Рынок рекламы на тематических каналах долгое время оставался в тени «старшего брата» — эфирного сегмента. Прошедший кризис заставил многих средних и мелких рекламодателей пересмотреть свои стратегии и заняться поиском альтернативных рекламных площадок, одной из которых оказались тематические каналы. «Размещение рекламы на тематических каналах — это хорошее соотношение цены и качества, — считает Нина Коваленко. — За относительно небольшие деньги рекламодатели получают прямой доступ к качественной и четко таргетированной аудитории». Если в программной сетке эфирных телеканалов представлен контент, охватывающий большое количество тем, то кабельные сосредоточены лишь на одной: только музыка, только спорт, только новости. Более того, контент некоторых каналов ограничивается не просто одной темой, а одним жанром: например, только комедии или только спортивные трансляции. В результате ядро аудитории канала выступает потенциальным покупателем продукции, смежной с тематикой медиа. Так, если сектор рекламы на эфирном телевидении в прошлом году, по оценкам АКАР (Ассоциация коммуникативных агентств России), упал на 18%, то на тематическом, напротив, вырос на 14%. Тренд продолжился и в первом квартале этого года: сектор эфирного телевидения увеличился на 5% в годовом сопоставлении, а тематического — на 15%.
Еще одна причина роста рекламы на тематических каналах — широкое распространение неэфирного вещания. По оценкам J’son & Partners Consulting, на конец 2009 года услугами платного телевидения в России пользовалось более 14,5 млн абонентов. По сравнению с 2008 годом абонентская база пользователей услуг платного ТВ в 2009 году выросла почти на 21%. При этом более 50% абонентской базы услуг платного телевидения формируется двумя федеральными округами — Центральным и Приволжским, в которых сосредоточена большая часть платежеспособного населения.
До 2007 года рекламы на тематических каналах практически не было, и поэтому даже небольшой приток средств провоцирует значительный рост. «Несмотря на двузначные темпы роста, объем рекламы на неэфирных каналах составляет менее одного процента от рынка всей телевизионной рекламы, и даже при сохранении текущей динамики в ближайшие два года при прочих равных эта доля не превысит двух процентов телерекламного сегмента», — констатирует Сергей Веселов, директор по маркетинговым исследованиям аналитического центра «Видео Интернешнл». Таким образом, основной источник дохода тематических каналов — подписка. Эксперты подсчитали, что по итогам прошлого года объем абонентских выплат составил немногим более 800 млн долларов. Причем до 80% этих средств ушло не каналам, а операторам кабельных сетей. Получается, что годовой совокупный доход телеканалов в сегменте тематического вещания около 210 млн долларов.
Цифровая надежда Новый импульс развитию тематических каналов может дать реализация технологии цифрового вещания. Согласно концепции федеральной целевой программы «Развитие цифрового телерадиовещания в РФ на 2009–2015 годы», цифровые сети распространения должны быть построены к 2015 году, однако многие вопросы остаются нерешенными. Достоверно известно, что будет три мультиплекса, по восемь каналов в каждом. Хотя технология цифрового телевидения позволяет создать и дополнительные мультиплексы, это потребует значительных финансовых вложений со стороны как государства, так и участников рынка. По существующей концепции за каналы, вошедшие в первые три мультиплекса, население платить не будет. При этом если на строительство сетей распространения первого мультиплекса пойдут средства федерального бюджета (на эти цели государство планирует направить около 12 млрд рублей), то второй и третий мультиплексы частично оплатят сами каналы.
Летом прошлого года президент Дмитрий Медведев подписал указ, которым утвердил перечень теле— и радиоканалов, вошедших в состав первого мультиплекса. Это Первый канал, «Россия», «Культура», «Спорт» (уже «Россия 2»), «Вести 24», НТВ, «Петербург — Пятый канал», детско-юношеский канал (будет создан на базе «Бибигона» и «Теленяни»), а также «Радио России», «Маяк» и «Вести FM». Предполагалось, что состав второго мультиплекса определится к началу 2010 года, но вопрос остается открытым до сих пор. Формирование третьего мультиплекса должно завершиться к концу текущего года. Состав этих мультиплексов определит на конкурсной основе Федеральная конкурсная комиссия. По имеющимся данным, Национальная ассоциация телерадиовещателей (НАТ) предлагает включить в состав мультиплексов следующие телеканалы: «ТВ Центр», СТС, РЕН ТВ, «Звезду», ТНТ, «Мир», ТВ3, «Муз ТВ», MTV, «Домашний», 7 ТВ, ДТВ, 2х2, «Евроньюс», «Агро ТВ» и региональный канал. Однако, поскольку итоговый список до сих пор не утвержден, лидеры тематического вещания сами не прочь попытать счастья в борьбе за право войти в список избранных. Главным критерием отбора будет качество контента и популярность канала у аудитории. А сам переход в эфир может повысить финансовые показатели 16 «избранных», поскольку по техническому охвату они сравняются с лидерами рынка.
Таким образом, на кону билет в эфир, который даже после появления цифрового вещания останется высшей лигой телевидения. Сдержанная активность ВГТРК на этом фоне вполне понятна и оправданна, поскольку четыре ключевых канала группы уже получили свое место в первом мультиплексе. Первый канал находится в менее удобном положении: его неэфирные «дочки» пока возглавляют лишь вторую десятку рейтинга, что сокращает их шансы на попадание в формируемые мультиплексы.
В ситуацию, сравнимую с той, в которой оказался Первый канал, попал в начале 2000−х годов британский ITV. Из-за наложенных на BBC ограничений по трансляции рекламы он долгое время был фактически крупнейшей рекламной площадкой страны. Однако после запуска эфирных каналов Channel 4 в 1982 году и Channel 5 в 1997−м рейтинги ITV пошли вниз и его доля сократилась с 35% в 1997 году до 28% в 2004−м. Дополнительное давление оказала экспансия оператора спутникового вещания Sky, работающего под брендом British Sky Broadcasting, которая сделала широкодоступными тематические телеканалы. В 1998 году руководство ITV приняло решение самому выйти на рынок тематического вещания и за четыре года запустило четыре канала и несколько интернет-ресурсов. Это позволило компании частично диверсифицировать источники дохода, и сейчас тематические и интернет-проекты ITV plc. формируют около 20–25% ее выручки.
Источник: expert
|