В Америке завершилась презентация нового телевизионного сезона рекламодателям и представителям медиа, известная как Upfronts. В течение одной недели большая четверка (Fox, CBS, NBC, ABC) и все важные каналы американского эфирного телевидения (к примеру, CW и Univision) делились своими программными новинками и планами развития, в надежде продать эфирное время рекламодателям за месяцы до выхода на голубые экраны заявленных программ и, тем самым, обеспечить себе достаточную денежную подушку для производства оных, а акционерам - просто душевное спокойствие. В целях освежения памяти напомним, что во время Upfronts презентуются именно те программы (в большинстве своем сериалы, но могут быть и реалити-шоу), которые, после многочисленных размышлений, были отобраны каналами к производству в течение нового сезона. Чаще всего решение «быть или не быть» принимается на основании пилотного эпизода, хотя известны случаи, когда зеленый свет сериалам давался и на основании сценария. Впрочем, решение производить и презентация на Upfronts - еще не гарантия того, что сериал таки появится в эфире (случалось так, что полностью произведенные сериалы лежали в загашниках долгие месяцы, прежде чем увидеть свет). В течение Upfronts телевизионщики всего мира обычно, не отрывая глаз, следят за событиями в Нью-Йорке - ведь в эту неделю решается, как будет выглядеть новый телевизионный сезон самого большого телерынка мира. Кстати, происходящее там оказывает влияние и на привлекательность мейджерских пакетов для программных руководителей каналов далеко за пределами. В общем, Upfronts - вещь в медиа-календаре закупщиков программного продукта важная, посему мы решили внимательно следить за происходящим. С гордостью представляем вам обзор телевизионного сезона 2010/11 в США!
В первую очередь стоит отметить, что происходившее в течение недели Upfronts в Нью-Йорке оправдало предсказания большинства аналитиков о том, что в этом году, наконец, рынок телевизионной рекламы подрастет, пусть всего до уровня 2008 года. Предварительные продажи рекламного времени подтверждают этот прогноз. Наибольшим кредитом доверия безусловно пользуются спортивные матчи, и телеканал Fox, к которому перешло право трансляции финала чемпионата НФЛ по американскому футболу (SuperBowl) в феврале 2011 года, уже начал продажи рекламного времени во время трансляции решающего матча сезона. Напомним, что матчи по американскому футболу собирают небывалые телевизионные рейтинги, продажи же рекламного времени во время трансляции одного только финала SuperBowl в докризисные времена приносили бродкастерам около $270 млн. (что, для сравнения, составляет почти половину рекламных доходов «Первого канала» России за год, а об украинских каналах и вовсе молчим).
Немного статистики: новый телесезон в США порадует нас 23 новинками. При этом общее количество сериалов в сетке эфирных каналов Америки составит 68. Больше всего новинок будет запущено по средам (напомним о вертикальном принципе програмирования сериалов американских каналов) - 6 штук, далее идут понедельник и четверг (по 5 новинок в каждый из дней). Удивительно, но в воскресенье не стартует ни одного нового сериала, зато в пятницу стартует целых 3, положив, тем самым, начало новой битве за пятничный прайм.
Основные тенденции сезона
Upfronts 2010 ознаменованы окончанием сразу нескольких культовых сериалов - столпов эфира не одного сезона. Прозвенели колокола по следующим именитым сериалам: «Остаться в живых» (Lost) и «Клиника» (Scrubs) на телеканале ABC, «24» на канале Fox, «Герои» (Heroes) и «Закон и порядок» (Law & Order) на канале NBC, «Говорящая с призраками» (Ghost Whisperer) на канале CBS. Еще несколько масштабных и дорогостоящих проектов, на которые год назад возлагались большие надежды, не оправдали ожиданий и были бесславно сняты с эфира (FlashForward канала ABC, фоксовский Dollhouse, Trauma канала NBC). Именитые телевизионные франшизы, царившие в эфире несколько лет, начали постепенно сдавать позиции. Оба лидера рейтингов сезона 2009/10 CBS и Fox уже чувствуют легкий холодок по спине - показатели их трейдмарковых шоу (франшизы CSI и талант-шоу American Idol соответственно) начали по чуть-чуть падать. Образовавшийся, как следствие всего выше перечисленного, эфирный вакуум нуждается в заполнении: все большие каналы Америки вплотную озабочены поиском того самого большого нового шоу.
В фокусе - пятница
О большой аудитории в пятницу говорить не приходится. Главным телевизионным вечером недели всегда был четверг, программированием же пятничного прайма американские эфирные телевизионные сети не занимались вплотную вот уже несколько лет - сюда отправлялись доживать свое сериалы, не оправдавшие возлагавшихся на них надежд ранее на неделе. В итоге телезритель организованно мигрировал от эфирного ТВ на кабельные каналы. Эфирные каналы, похоже, обеспокоились подобным положением вещей и решили наконец наверстать упущенное. Нельзя, кстати, списывать со счетов и тот факт, что исторически именно в пятницу рождались многие хиты - включая бриллиант в короне CBS - франшизу криминального сериала CSI и культовый фоксовский сериал прошлой декады The X-Files. В этом сезоне одновременно несколько каналов запускают в пятничном прайме дорогостоящие проекты - Outlaw на NBC, Blue Bloods на CBS и Body of Proof на ABC! В девять вечера в эфире и вовсе развернется кровавая битва - четыре сериала будут бороться за выживание в одном таймслоте (см. таблицу далее).
Суд идет
Каналы, как никогда, продолжают полагаться на процедуральную драму. Особенно отличились в данном вопросе NBC и CBS. Более того, в 10 вечера по понедельникам и средам кроме драмы на криминальные и юридические темы по телевизору-то и смотреть нечего. В гонке за эфир понедельника в одном таймслоте будут сражаться сразу три процедурала (Castle на ABC, Chase на NBC и Hawaii Five-O на CBS). Два из них - новинки, так что получат большую маркетинговую поддержку. В среду в 22:00 в эфире, опять-таки, три новых процедурала (на околоюридические темы) - The Whole Truth (ABC), Defenders (CBS) и Law & Order: Los Angeles (NBC).
Вспомнить все
Отличительной чертой нового сезона можно считать возвращение к хорошо забытому (с 80-ых годов, если быть точными) старому. Абстрагируясь от того факта, что все нынешние 40-летние программные руководители каналов выросли на сериале «Даллас» и полицейских историях двадцатилетней давности, логика тут проста - эти чистые и цельные идеи работали прежде (до того, как зрители начали размениваться на интернет, кабель и прочие методы доставки контента, а каналы принялись браться за все и сразу в попытке их удержать), значит, смогут работать снова. Новые сетки полнятся сериалами с актерами средних лет, знакомыми нам по сериалам времен президента Рейгана: впервые засветившаяся на телевидении именно в 80-ых Дэйна Дилейни станет главной героиней сериала Body of Proof на канале ABC, а знакомый нам по культовому сериалу 80-ых L.A. Law Джимми Смитс - главным героем юридической драмы «с изюминкой» под названием Outlaw на канале NBC. Сюжеты же напоминают классические криминальные истории периода конца холодной войны (тот же Body of Proof, готовящийся к выходу на канале ABC) и, опять-таки, «Даллас» (взять, к примеру, сериал Lonestar канала Fox, повествующий об аферисте, втершемся в доверие к богатой семье техасских нефтяных магнатов).
Герои нашего времени
Пусть телеканал NBC и закрыл после четырех сезонов свой фантастический сериал «Герои», герои, в разных их проявлениях, вовсе не уходят на второй план. Они с нами в новом сезоне сразу на нескольких каналах. Так, сериал No Ordinary Family на канале ABC повествует об обычной семье, переживающей обычные семейные трудности, но внезапно развившей необычные или, вернее, сверхъестественные способности в результате крушения самолета. Стоит отметить также проект Undercovers на канале NBC сериал о женатой паре бывших агентов ЦРУ, призванных обратно в строй после нескольких лет пребывания в резерве. Продюсером сериала, кстати, является именитый Джей Джей Абрамс - он даже выступил режиссером пилотного эпизода (впервые со времен запуска в эфир культового сериала Lost в 2004 году).
Смех продлевает жизнь
Среди общих тенденций стоит отметить то, что большая четверка американских каналов продолжает делать ставки на комедии. Минувший сезон был ознаменован тем, что в американском эфире образовалось несколько сильных комедийных блоков - в понедельник (CBS), среду (ABC) и четверг (NBC). Fox был единственным телеканалом большой четверки, не имеющим собственного комедийного блока (воскресный блок комедийной анимации во главе с The Simpsons и Family Guy не в счет). В этом же сезоне Fox не преминул заявить о своем стремлении посоревноваться за смех аудитории, запустив комедий блок по вторникам (единственный день, свободный от комедии). В основе блока станет новый сезон успешного сериала Glee. Под это дело Fox даже выкроил заветное эфирное время, сократив блок, отведенный под объявление результатов своего трейдмаркового шоу American Idol. Стоит отметить также, что, принимая во внимание количество пилотов комедий и ситкомов, одобренных к производству, похоже, в американском эфире к середине сезона вполне может появиться еще один вечер комедий (вопрос, правда, когда).
Программная сетка большой четверки на осенний сезон
Интереснее всего выглядит расписание NBC. Нужно сказать, что канал провел минувший год в многочисленных эфирных перестановках (вспомним хотя бы бесславную историю с Шоу Джея Лино в прайм-тайме) и закончил сезон в эфирном хвосте. Видимо, памятуя о фиаско прошлого сезона, NBC утвердил к эфиру гораздо больше пилотов, чем обычно (более 10 в целом) и при этом сделал ставку на качественную сценарную драму. Среди многообещающих пилотов сезона 2010/11 - высокооктановый экшн-сериал Chase от звездного продюсера Джереми Брукхаймера и проект Undercovers по сценарию не менее звездного Джея Джея Абрамса. Канал собрал под одной крышей сразу несколько громких имен в попытке восстановить репутацию, заметно подмоченную в прошлом сезоне. В целом, NBC ведет наступление по двум фронтам: экшн и комедии с долей интриги и запутанными отношениями.
CBS продолжает оставаться самым процедурально-полицейски-насыщенным каналом Америки. Правда, даже здесь на волне увлечения комедией возрос процент юмора - в том числе и собственно в процедуральных повествованиях. Главная комедия канала «Теория большого взрыва» (The Big Bang Theory) была даже, крайне неожиданно для всех, перенесена в конкурентный восьмичасовой слот четверга (плохие новости для остальных каналов большой четверки).
На канале Fox ставки делаются на сериал Glee, который по праву можно назвать самой успешной новинкой сезона 2009/10. Glee успел за время своего существования стать настоящим феноменом поп-культуры. Именно этому шоу достался востребованный слот сразу же после финала Суперкубка НФЛ в феврале 2011 года. В осеннем же сезоне Glee стоит в восьмичасовом слоте вторника, и руководство канала рассчитывает, что сериалу удастся привлечь достаточную аудиторию для того, чтобы дать путевку в жизнь сразу двум новым комедийным сериалам, которые канал запускает в эфир следом.
В загашнике у канала Fox припрятана еще одна козырная карта - сериал «Терра Нова» производства Стивена Спилберга. Высокобюджетная и напичканная спецэффектами драма о семье, путешествующей из будущего в далекое-предалекое прошлое, когда Землю населяли динозавры, для того, чтобы, как и можно догадаться, отвести беду, грозящую человечеству, выйдет в эфир в середине сезона. Над сериалом работают лучшие креативные умы Голливуда.
В остальном же сетка Fox выглядит достаточно типично - ориентированные на мужскую аудиторию экшн-сериалы, разбавленные несколькими новыми комедиями "с изюминкой" (комедийный вечер во вторник).
Ну и, конечно же, под большим вопросом остается выбор нового ведущего знакового фоксовского шоу талантов American Idol. Уход Саймона Коуэлла представляет настоящую проблему, так как найти ведущего с большим авторитетом в музыкальной индустрии, и при этом умеющего развлекать аудиторию, будет ой как нелегко (особенно в свете постепенного падения рейтингов шоу). Злые языки поговаривают даже, что American Idol 2011 вполне может стать последним. Впрочем, пока у канала Fox еще есть время на размышления - новый сезон American Idol начнется в январе 2011 года..
ABC продолжает делать акцент на вечер комедии в среду - одну из немногих действительно удавшихся инициатив сезона 2009/10. Эта стратегия во многом обусловливает программные предпочтения канала, заказавшего на новый сезон сразу несколько получасовых ситкомов.
Источник: Телекритика
|