Владислав Тарнопольский, 11 июня 2010 г. Лауреат премии "ТЭФИ", как лучший интервьюер, Светлана Сорокина сегодня составляет на "Пятом канале" собственную "Программу передач", где вспоминает знаменитые телепроекты недавнего прошлого. О том, какой она видит "историю в ТВ-картинках", ее расспросил корреспондент "Недели" Владислав Тарнопольский .
неделя: Почему именно сейчас вы решили оглянуться и вспомнить передачи прошлых десятилетий?
светлана сорокина: Идея связана с приглашением на "Пятый канал". Я стала думать, о чем бы мне было интересно сегодня говорить и с кем. По острым актуальным темам, боюсь, та степень откровенности, которой я всегда дорожила, сейчас невозможна (по счастью, она еще сохраняется на радио "Эхо Москвы", где я продолжаю работать). И я подумала, что можно вспомнить те настроения и те проекты, которые были в далеком и недалеком прошлом.
н: По-настоящему легендарных передач за историю телевидения было не так уж много. А ваша "Программа передач" на "Пятом" выходит ежедневно. Не возникало опасения, что темы скоро исчерпаются?
сорокина: "Программа передач" - это не только сам телевизионный продукт, это и культовые фильмы, известные люди. Это могут быть важные события, вплоть до обстрела Белого дома, - все то, что большинство людей видели в телевизоре.
н: Почти половина нынешних телепроектов имеет приставку "премьера". Другая половина - "суперпремьера". Как вы думаете, может ли на этом фоне передача о воспоминаниях собрать достаточную аудиторию для федерального канала?
сорокина: Сейчас настал момент, когда людям хочется оглянуться на относительно недавнюю эпоху 80-х и 90-х. Потому что это период, когда многое происходило. Для кого-то это время - начало их судьбы, карьеры, для кого-то - испытание.
н: Как вы думаете, каким окажется для общества следующее десятилетие?
сорокина: Хотелось бы, чтобы оно было поживее, потому что застой уже очень ощущается. А это не хорошо для общества.
н: В телевизионных жанрах тоже наблюдается застой?
сорокина: Да, при всей пестроте новых идей практически нет. Сейчас по большей части мы видим либо программы-долгожители, либо развлекательно-желтые, на потребу дня. И почти ничего нелицензионного.
н: Кризис новых жанров - проблема только российского телевидения?
сорокина: На мировом телевидении тоже крайне редко появляются новые форматы. ТВ развивается по синусоиде: на периоде подъема все бурлит, рождаются новые идеи; а потом - на спаде - эти наработки довольно долго эксплуатируются.
н: Какие передачи вы смотрели по телевизору в детстве?
сорокина: Я смотрела телевизор крайне мало. В нашей семье больше любили читать книги, ходить в театр, общаться с друзьями. ТВ я стала смотреть, уже когда выросла - тогда оно как раз стало живее, свободнее, интереснее.
н: А какие передачи на современном ТВ смотрит ваша дочка? Смотрит ли она ваши программы?
сорокина: Редко. Ей 8, и она занятой человек, у нее и спортивная секция, и музыка.
н: Хотели бы вы, чтобы Антонина работала на ТВ?
сорокина: Она играет на пианино. Хорошо бы, если б это у нее стало любимым делом, у нее хорошие способности. Что касается телевидения, смешно в 8 лет строить подобные планы. Я не помню, кем хотела быть в ее возрасте. То пожарным, то врачом...
н: Как вы оцениваете нынешнее детское телевидение?
сорокина: Сейчас появляется много нового - например, наш мультяшный проект "Смешарики", который Тоня очень любила в течение нескольких лет. К совсем старым мультикам она равнодушна. Те мультики, которые мне нравились в детстве, современным детям уже не очень попадают по ритму, по картинке, по музыке. За редким исключением, как "Ежик в тумане".
н: Пожалуй, единственный ваш проект, который не нашел отклика у зрителей, - это выходившая в 2007 году на канале "Россия" программа "Белым по черному" о благотворительности. Почему так?
сорокина: Передачи о светлых поступках, если они не сдобрены желтизной или трагизмом, - зона риска на телевидении. Я рискнула и убедилась лишний раз, что это не востребовано. Но я принимаю участие в благотворительных проектах в регионах. Там социальные проекты находят значительно больший отклик.
н: За время работы на телевидении вы вели самые разные по жанрам передачи: новостные ("Вести", "Сегодня"), актуальные интервью ("Герой дня"), общественные ток-шоу ("Глас народа", "Основной инстинкт"). Какой жанр для вас, как журналиста, интереснее?
сорокина: Мне везло в работе. Каждый раз, когда была освоена одна ступенька, судьба предоставляла возможность идти на следующую, осваивать новый жанр. В свое время я любила каждый из этих жанров. Сейчас выделяю интервью, особенно на актуальные темы. И документальное кино.
н: А можно ли на телевидении дважды войти в одну и ту же реку? Скажем, "Пятый канал" сейчас пытается сделать акцент на дискуссионных передачах - что было сильной стороной "старого НТВ". И несколько человек из той энтэвэшной команды сейчас работают на канале.
сорокина: На НТВ я пришла в 1997 году, это был период взлета и абсолютной успешности канала. И ту команду, ту политику я уже ни с чем не могу сравнить. Я считаю, что работа на НТВ, пожалуй, самый интересный период моей карьеры. Это действительно было что-то удивительное, уникальное и, видимо, уже вряд ли повторимое. У нынешнего НТВ уже другой посыл, хотя там сохранились отдельные сильные журналисты. Они периодически балуют очень хорошим документальным кино. Например, я с огромным удовольствием смотрю проекты Алексея Пивоварова. Сейчас у них появилось разговорное ток-шоу "НТВшники". Я не хочу брюзжать и ветеранстовать, говорить, что тогда и небо было голубее, и солнце ярче, а сейчас все поблекло. Просто для меня тогда был другой период, другое НТВ.
н: О событиях вокруг НТВ 2000-2001 годов будете делать передачу?
сорокина: Сомневаюсь. Боюсь, время еще не пришло, это уже близко к современности.
Хотя если это будет что-то травоядное, то, наверное, можно. Теперь это называется не цензурой, а "установками". Хотя мы с редакторами не теряем надежды, ведь время все-таки идет... Да ладно, чего фантазировать. У Константина Эрнста была присказка: "Мы демократию приветствуем, но не практикуем". Шутил, но в каждой шутке есть доля шутки.
н: Вы в числе первых среди крупных журналистов, кто открыл собственное ток-шоу в интернете. Вы считаете, что будущее телевидения - это Сеть?
сорокина: Дело не в носителях, телевизор и сейчас можно смотреть через интернет. С этой точки зрения какая разница - компьютер или телевизор? Мне показалось занятным сделать такой формат в информ-агентстве РИА Новости. Но я только начала эту работу. Сейчас пытаюсь нащупать, что и в каком виде интересно именно этому зрителю, ведь это совсем другая аудитория. Раньше я пользовалась интернетом исключительно утилитарно, а сейчас стала обживаться, завела блог.
н: Помните ли вы свой первый прямой эфир?
сорокина: Наверное, это были "600 секунд". Еще был "Телекурьер", я его называла "полуживым" эфиром, потому что мы снимали днем, а в эфир выходили вечером с "быстрым" монтажом. Но первый собственно прямой эфир - это "600 секунд".
н: Ваши подробные беседы с корифеями телевидения о том, как все начиналось, - уникальный материал. Не возникало мысли составить по итогам этого цикла передач книгу об истории российского ТВ?
сорокина: Вы буквально "сняли с языка" эту идею. Несколько лет назад я уже написала две книжки: о детях-сиротах и о благотворительности. Думала, что больше никогда не займусь этим делом, но сейчас появилась идея сделать книжку об истории телевидения - по крайней мере, за тот период, который я смогу обозреть. В первую очередь для моих студентов (я еще преподаю). Действительно скапливаются бесценные истории, мы фотографируем моих гостей, подбираем к эфирам архивные фотографии. Можно будет еще что-то дописать как собственное ощущение или воспоминание. Я даже придумала для нее название - "Истории в телевизионных картинках"
Академия Российского телевидения (АРТ) - некоммерческая организация, объединяющая интересы телевещателей и телепроизводителей всей страны была учреждена в 1994 году как Российский Фонд развития телевидения (РФРТ) по инициативе ведущих телекомпаний страны (ОРТ, ВГТРК, ТВ-6, НТВ и ряда других), которые объединились для осуществления благородной цели - создания Академии Российского телевидения и премии «ТЭФИ» за высшие достижения в области телевизионных искусств.
Сегодня число учредителей Фонда, а значит и Академии, насчитывает 19 организаций. Среди основных задач Академии: - выявление ярких и содержательных работ в области телевизионного искусства; - проведение конкурсов «ТЭФИ» и «ТЭФИ-Регион» и награждение лауреатов; - поддержка оригинальных идей и проектов в творчестве и технологии вещания; - поощрение соревновательного начала государственных и частных телекомпаний в борьбе за зрительский интерес; - повышение профессионального, гражданского, интеллектуального и культурного уровня отечественного телевидения.
Источник: Фонд «Академия Российского телевидения»
|