Президент Латвии Валдис Затлерс передал на повторное рассмотрение в Сей три противоречиво оцениваемых законопроекта – закон об электронных СМИ, закон о неплатежеспособности и закон “О предотвращении конфликта интересов в деятельности государственных должностных лиц” Последний предусматривает, что председатели и члены правления партий через две недели после вступления закона в силу должны подавать декларации о доходах.
Несмотря на возражения банков, Сейм 17 июня в окончательном чтении утвердил новый закон о неплатежеспособности, который содержит правовое регулирование выполнения обязательств должниками, испытывающими финансовые трудности.
Нормы закона распространяются на неплатежеспособных физических и юридических лиц. В законе перечислены признаки, при наступлении которых лица могут объявить о своей неплатежеспособности. Для физических лиц это задолженность в размере 5 тыс. латов с просроченной уплатой.
Платежеспособность должник сможет восстановить, самое позднее, в течение двух лет, в течение которых он должен отдавать на погашение кредита 30% своего ежемесячного дохода. Банки смогут рассчитывать только на эти платежи, а остальные выданные в виде кредита и неполученные проценты будут вынуждены списать в убытки.
Закон об электронных СМИ в числе прочего предусматривает, что в дальнейшем национальные электронные СМИ должны обеспечивать, чтобы в их программах на государственном языке было 65% передач, занимающих 65% эфирного времени.
Президент использует свое предусмотренное Конституцией право, чтобы содействовать качественному процессу законодательства, устранить противоречивые нормы и добиться принятия норм, которые соответствовали бы интересам большинства общества.
Президент указал, что по принятому 16 июня закону об электронных СМИ уже на следующий день после его принятия поступили возражения.
Президент просит Сейм при повторном рассмотрении закона в первую очередь обратить внимание на нормы, регулирующие использование госязыка. “Требование о том, что по крайней мере 40% европейских программ, демонстрируемых в период с 19 до 23 часов, должны быть на государственном языке, следует распространить как на национальные, так и на региональные СМИ, добавив новостные программы на латышском языке и продлив время вещания на час, что есть с 18 до 23 часов”, указал он.
Таким образом, к самым большим и влиятельным СМИ будут выдвинуты единые требования, а также укрепятся позиции государственного языка в среде электронных СМИ.
Во-вторых, президент выступает за справедливые и недвусмысленные ограничения рекламного времени, так как общественные СМИ финансируются из государственного бюджета. Это касается нормы о том, что на рекламу может быть отведено не более 10% от часа вещания.
Президент считает, что в законе нужно ясно обеспечить права всех национальных, региональных и местных СМИ конкурировать в выполнении государственного заказа.
В мотивационном письме в связи с законом о неплатежеспособности президент пишет, что “необходимо отделить лиц, кредитные обязательства которых служат обеспечению единственного жилья для семьи, и так называемых спекулянтов недвижимостью, чья недальновидная деятельность не служила интересам народного хозяйства”.
Во-вторых, при принятии закона о неплатежеспособности не получило должной оценки его влияние на государственный бюджет, экономическую активность в стране и восстановление экономики. Следует тщательно оценить фискальное влияние принятых норм о неплатежеспособности физических лиц на государственный бюджет.
Кроме того, не получило оценки влияние закона на сектора народного хозяйства и предприятия, имеющие должников – физических лиц, в частности, предприятия, оказывающие коммунальные услуги, лизингодателей.
Также принятая редакция закона создает риск, что неплатежеспособные лица в период погашения обязательств будут заинтересованы в том, чтобы показывать как можно меньшие доходы. Поэтому президент просит Сейм обеспечить в законе надзор за должником со стороны Службы госдоходов или другого контролирующего органа.
Что касается закона “О предотвращении конфликта интересов в деятельности государственных должностных лиц”, то президент считает, что Сейм, принимая его, не учел, что статус руководителей политических партий не соответствует статусу государственных должностных лиц, и регулирование их деятельности выходит за пределы закона. Сейм не предусмотрел также ответственности руководства партий за нарушения.
Следует принять концептуальное решение о придании либо непридании статуса государственных должностных лиц председателям и членам правления партий, а также рассмотреть, следует ли распространять данную норму на партии и объединения, не получившие поддержки избирателей, пишет президент.
Как раннее сообщала газета “Вести сегодня”: Автор: Абик Элкин
Как известно, в начале — середине 90–х эти воинствующие господа и дамы отчаянно боролись с засилием русского языка, в том числе и в образовании. Результат — выросло целое поколение латышей, которое, извините, по–русски ни бум–бум. Кому от этого стало хуже? Уж точно не представителям молодого поколения нацменьшинств, которые владеют свободно минимум тремя языками, включая, разумеется, русский, и, стало быть, являются более конкурентоспособными на рынке труда.
Но борцам за латышский язык или, точнее, с русским языком, все неймется. Как мы уже сообщали, на прошлой неделе национал–встревоженные депутаты сейма при поддержке конституционной комиссии сейма протащили в законопроект об электронных СМИ статьи, которые требуют от национальных телеканалов, во–первых, не менее 65 процентов эфирного времени вещать на латышском, во–вторых — дублировать фильмы и передачи на госязыке, и в–третьих, до 40 процентов программ от 51 процента передач, сделанных в Европе, должны быть на латышском. В результате популярный русскоязычный канал ТВ5 просто не будет регистрироваться в качестве национального бесплатного канала, и, значит, в сетке бесплатного вещания наземного (некабельного!) ТВ будет меньше каналов.
Те же, что уже имеют статус национальных, но не получают госфинансирования (LNT и ТВ3), уже обещают просить президента — если законопроект будет принят, — не провозглашать данные языковые статьи. Ведь на дублирование и создание дополнительных оригинальных программ потребуются значительные средства. Где их взять телеканалам, особенно учитывая, что из–за кризиса они не могут требовать от кабельных операторов повысить абонентскую плату? Очевидно, что если государство навешивает на частные структуры какие–то дополнительные обязательства, то оно обязано и выделить под это финансы. Если президент не внемлет просьбам телевизионщиков, то они могут пойти дальше — в Конституционный суд. А пока суд да дело, телеканалы просто перерегистрируются в другой стране. Кто от этого выиграет?
Попытка насильственно облатышить местные телеканалы приведет к тому, что еще больше людей окончательно переключится на российские и другие русскоязычные телеканалы, которые ретранслируются по кабельным сетям или через спутник. В итоге о событиях в Латвии жители страны будут узнавать… из зарубежных выпусков. Можно только гадать, чего в действиях ряда депутатов было больше — искренней заботы о латышском языке или предвыборного популизма? Но в результате эти статьи в новом законе могут ударить по государственным интересам страны!
У парламентариев еще есть неделя на то, чтобы все взвесить и на последнем перед летними каникулами пленарном заседании проголосовать против жесткого языкового регулирования частного ТВ.
Источник: ves
|