Новый стандарт HbbTV может вывести интернет-телевидение из нишевого состояния на новые рубежи
Мобильная связь и Интернет успешно работают в спайке уже давно. Подружить по этому примеру Интернет с телевидением, несмотря на страстное желание индустрии информационных технологий, пока не удавалось. Дело не столько в технической, сколько в философской стороне вопроса
Уже сейчас почти каждый второй новый телеприемник, продающийся в Европе, имеет принципиальную возможность подсоединения через специальную приставку к мировой паутине. Через пять лет, по прогнозу немецкой консалтинговой компании Goldmedia, более 60% домохозяйств обзаведутся телевизорами, которые можно подключать к Интернету. Но это еще не подразумевает ажиотажного интереса пользователей к такой функциональной возможности своего телеприемника. Ведь не до конца понятным остается, означает ли она для них принципиально новое развлечение. Телевизор, в отличие от персонального компьютера с клавиатурой и мышкой, - малоинтерактивное устройство, которое управляется парой-тройкой кнопок на пульте. Пользователи привыкли расслабляться перед ним, лежа на диване, поэтому возможность, например, читать с его экрана веб-страницы если и встретит у них энтузиазм, то ненадолго. Интернет-ТВ нуждается в контенте, а его как раз и не хватает.
Производители бытовой техники решают эту проблему каждый по-своему. Так, Sony и Samsung предлагают программные приложения-виджеты, позволяющие воспроизводить на экране телевизора видео с веб-порталов типа YouTube. В свою очередь, Panasonic открыл собственный портал Viera Cast, на котором телевизионные вещатели, заключившие с компанией контракт, могут помещать записи своих передач. Сложность в том, что портал программируется на языке Java - это значит, что записи надо соответствующим образом адаптировать. В любом из этих случаев телевещание и Интернет остаются отдельными стихиями, пользоваться ими одновременно нельзя.
Решить эту проблему способен новый стандарт интернет-телевидения Hybrid broadcast broadband TV (HbbTV). Гибридным он называется потому, что в его случае речь идет не о переводе телевидения в Сеть или выводе Интернета на экран телевизора, а совмещении этих двух медиа. Создан этот стандарт консорциумом из 60 европейских компаний под руководством Мюнхенского института радиотехники. Базируется он на CE-HTML, специально разработанном для бытовой электроники варианте языка веб-программирования HTML.
HbbTV позволяет передавать параллельно с телевизионным сигналом что-то наподобие гиперссылок, по которым пользователь может переходить, нажимая кнопку на пульте. Для телекомпаний это открывает возможности создавать программы по совершенно новому принципу, для зрителей - новые впечатления. Так, скажем, если в эфире идет сериал с условным названием «Модницы», зритель прямо во время трансляции, перейдя по ссылке, может «покопаться» в шкафу или сумочке любой из его героинь. А если же ему приглянется какая-либо вещь в ее гардеробе, он может тут же, нажав на кнопку, заказать ее себе. Или же, если, включив телевизор, зритель попал на ток-шоу, он может вызвать на экран информационную справку о его участниках.
Некоторые специалисты высказывают опасения, что HbbTV повторит судьбу других стандартов интерактивного телевидения. Так, разработанная швейцарской телекоммуникационной компанией Swisscom технология Betty тихо канула в Лету - ее посчитали неудобной и малополезной. Этим нельзя упрекнуть еще одну платформу - MHP, основанную на языке Java, но широкого распространения она не получила. Впрочем, в случае с HbbTV есть надежда, что этот стандарт выведет интернет-телевидение из нишевого состояния на новые рубежи. В июле 2010 года Европейский институт телекоммуникационных норм утвердил такой стандарт. Сразу же после этого готовность поддержать HbbTV высказали крупнейшие производители бытовой техники (LG, Philips, Samsung, Sony, Alcatel Lucent и др.), а также телекомпании в лице Европейского вещательного союза. Первые HbbTV-телеприемники и приставки к ним должны появиться на рынке уже в начале следующего года. Более того, компания Philips планирует оснащать в будущем свои телевизоры HbbTV-браузером, так что специальная приставка к ним не понадобится. В свою очередь, крупнейшие европейские телекомпании (ProSiebenSat.1, ARD, RTL и др.) занялись производством HbbTV-контента. Поначалу он будет бесплатным, однако некоторые телекомпании уже увидели в нем потенциальный источник дохода и заявили о намерении сделать ряд HbbTV-сервисов платными.
Источник: Телекритика
|