Нудный сериал с продажей телевизионных прав на показ футбольного чемпионата России затянулся до неприличия. До старта первенства осталось чуть больше месяца, однако до сих пор совершенно неясно, кто, как и в каких объемах будет показывать матчи отечественной премьер-лиги. "Известия" провели собственное расследование.
Глава РФПЛ Сергей Прядкин несколько раз переносил сроки объявления официального бродкастера премьер-лиги. Сначала речь шла о 21 декабря, потом - о начале января, теперь - о феврале. По информации "Известий", в переговорах о приобретении прав принимали участие четыре канала: федеральные "Первый", "Россия 2" и НТВ, а также спутниковый "НТВ-Плюс".
"Большой" НТВ уже связан долгосрочным контрактом на показ Лиги чемпионов и Лиги Европы, и этого ему более чем хватает. На канале были очень недовольны необходимостью иногда показывать по два матча подряд: это никак не вяжется с его обычным скандально-криминальным наполнением. А ведь "мучения" телекомпании еще не закончились: в весеннюю стадию Лиги Европы пробились сразу четыре российских клуба - им снова придется уделять эфирное пространство. Неудивительно, что при слове "футбол" на НТВ стали хвататься за голову. Предполагать, что там окажется отечественный чемпионат, было бы верхом наивности.
У "Первого" с футболом тоже связаны одни неприятности. Там не любят терять рекламные деньги, поэтому для продукта под названием "чемпионат России" остается только дневной эфир с началом в 14 часов. Это, в свою очередь, очень не нравится клубам. Зато работа себе в убыток совершенно не смущает "Россию 2". Там признают, что показ футбола будет нерентабелен, но отдают должное социальной значимости вида спорта и интереса "рядовых болельщиков". В то же время платить огромные деньги за эксклюзивные права на "России 2" не смогут: там и так сильно потратились на английскую премьер-лигу. Тут скорее возможен некий компромисс с эксклюзивным правообладателем.
Таковым, получается, может стать только "НТВ-Плюс". В футбольных кругах, в общем, и не скрывают, что права будут проданы именно этой телекомпании. Тем более что "плюсовцы" уже предложили за продукт конкретную сумму (по предварительным данным, около 60-65 миллионов долларов за полтора года переходного сезона).
Итак, есть продавец и есть покупатель. Есть товар и есть цена. Нет только главного: свершившейся сделки. Основной закавыкой является даже не дороговизна (РФПЛ хочет получить как можно больше), а количество матчей одного тура, которые по договору будут отданы (проданы) на федеральные каналы. Разумеется, "НТВ-Плюс" не очень хочет делиться с "Первым" и с "Россией 2". С другой стороны, оставлять российский футбол у себя "плюсовцам" тоже не очень выгодно. Дело в том, что реклама на федеральных каналах оценивается в несколько раз дороже, нежели на спутниковых. РФПЛ планирует получать с этого вида деятельности около 50 миллионов долларов в год (рекламный пакет идет "в пристежку" с правами). Такую сумму "НТВ-Плюс" в одиночку ни за что не заработает.
Выходит, необходим некий компромисс, поиски которого затянулись. РФПЛ, "НТВ-Плюс" и федеральные каналы ищут максимально устраивающий всех вариант. Скажем, показ центрального матча на одном из федеральных каналов и еще одного (не самого интересного) на другом. Сомнений в том, что этот компромисс будет найдет, почти нет. Хотелось бы, правда, чтобы не получилось так же, как несколько лет назад. Тогда еще канал "Спорт" и "НТВ-Плюс" так увлеклись конкуренцией за права, что не заметили, как начался чемпионат. В итоге на матч приезжали две транслирующие бригады и одновременно показывали игру с разных сторон поля.
Есть и более серьезная проблема. Сейчас речь идет о 60-65 миллионах долларов на сезон длиною в полтора года, а потом наступит пора подписывать новый, долгосрочный контракт. Вот тогда станет по- настоящему жарко. Руководители почти всех клубов, словно сговорившись, заявляют о том, что хотят получать от телевидения еще больше, кивая на Румынию и Турцию, где доходы команд "от ящика" действительно на порядок выше наших. Хотя сами клубы мало что делают, чтобы футбол стал по-настоящему популярен. Ведь, положа руку на сердце, даже нынешняя популярность и то преувеличена. Это подтверждают и низкие рейтинги телевизионных трансляций, и количество болельщиков на трибунах.
Сложившаяся ситуация выглядит почти тупиковой. Ведь нельзя платить больше за то, что столько просто-напросто не стоит. Рано или поздно телевизионщики откажутся удовлетворять непомерные, исходя из сегодняшних реалий, аппетиты клубов. И где тогда мы станем смотреть футбол?
Источник: izvestia
|