«Политические дебаты на французском радио происходят чаще, чем на телевидении», - говорит Армел Мигнон представитель URTI (Международународного союза радио и телевидения). О специфике радио, медиахолдингах и возможностях, которыми могут пользоваться украинские вещатели благодаря URTI, она рассказала в интервью «МедиаБизнесу». К беседе также присоединилась представитель Французского культурного центра в Украине Эммануэль Фосийон.
- В чем национальные особенности французского радиовещания? - Эммануэль Фосийон: У нас очень специализированные радиостанции. Есть радио «для тех, кто старше 60», «для тех, кто в поле» и так далее. Радиостанция может быть ориентирована на одну группу населения, конкретную общину.
Высший совет радиовещания следит за охватом аудитории и справедливым распределением частот, чтобы слушатель не был обделен и источником информации, и не имел проблем с удовлетворением своих культурных потребностей. В среднем французский радиослушатель проводит рядом с динамиком приемника около двух часов ежедневно.
- Что может предложить URTI украинским партнерам? - Армел Мигнон: На сайте Союза представлено 3 тыс радиопрограмм, освобожденных от авторского права. Партнерские организации могут бесплатно скачивать и использовать эти материалы в своей работе.
URTI активно использует возможности международного сотрудничества. Ведь проще произвести программу в Камеруне, перевести ее на другой язык и использовать, чем посылать журналиста из Парижа или Киева. Так выходит дешевле и качественнее. Кроме того во Франции производится много программ анализирующих современные социальные и экономические тенденции. Все это тоже может представлять интерес для украинского радиослушателя.
- Каковы перспективы развития во Франции интернет-радио? Способно ли оно составить конкуренцию традиционным вещателям? - Эммануэль Фосийон: Во Франции доминирует эфирное радио. Веб-радио выступает скорее как дополнительный канал вещания в интернете для традиционных радиостанций. Сейчас стоит говорить о слиянии традиционного радио и веба. Создающимся веб-радиостанциям тяжело конкурировать. Технические и кадровые возможности традиционных старых радиостанций намного выше. На них работают квалифицированные журналисты, техники и музыканты. Есть целые оркестры, которые выступают как в прямом эфире, так и создают записи. Общественное французское радио имеет в штате два оркестра и два хора, а общее число сотрудников достигает 3 тысяч. Поэтому, новые проекты сталкиваются с серьезной конкуренцией.
Поэтому перспективы самостоятельного развития веб-радио выглядят не очень благоприятно. Впрочем, сейчас стираются грани между форматами. Вторая по популярности газета Libération выкладывает на специализированный сайт записи интервью и видеофрагменты. Так что во Франции можно говорить о взаимопроникновении различных медиа и стирании традиционных представлений о форматах.
- В Украине часто конкурирующие медиа-холдинги становятся стилистически схожими друг с другом. Не наблюдается ли тенденции унификации медиа во Франции? - Армел Мигнон: Во Франции есть медийные холдинги, но они стремятся предоставлять разнообразные программы. Не прочь «содрать» у другого шоу, но говорить об унификации не приходится. Большая часть эфирных радиостанций производит свои программы. Развлекательные радиостанции, которые целые сутки крутят музыку, есть, но это не самые популярные волны. Хотя и им находится место на рынке и свой слушатель. Собственно, различие является тут конкурентным преимуществом.
Пятерка самых любимых радиослушателям радиостанции выглядит примерно так: Radio France (France Info, France Inter), Europe 1, RTL, NRS. И частные радиостанции, и государственные много времени в эфире посвящают вопросам политики и культуры. Их позиция несколько отличается.
Общественные радиостанции чуть-чуть левее частных, но ограничений к допуску в эфир каких-либо политиков нет. Власть и оппозиция представлены на равных основаниях. СМИ Франции, в том числе общественные, отделены от государства. Вы можете услышать в эфире мнение и политиков, политических экспертов, заявления исполнительной власти и критику власти. Политические дебаты на радио происходят чаще, чем на телевидении. Формат подобных дискуссий более подходит для радио.
- Есть ли во Франции медийные «олигархи» вроде итальянского бизнесмена Сильвио Берлускон? - Армел Мигнон: Частные радиостанции управляются акционерами. Это публичные компании. Собственность в СМИ не персонифицирована. Медиа-олигархов нет. Соответственно, влияние интереса частных лиц на политику СМИ не так уж велико. Говорить о том, что какая-то бизнес-группа или частное лицо могут существенно влиять на национальные СМИ или радио не приходится.
- Эммануэль Фосийон: До 80-х радиорынок Франции был монополизирован государством. Впрочем, под влиянием роста пиратского вещания (упоминавшаяся выше популярная частная радиостанция Europe 1 с 1955 года вещала на французском из Германии и считалась «пиратской» - МБ), администрация Президента республики Франсуа Миттерана в 1986 году пошла на либерализацию. Кроме общественных компаний на рынок вышли также представители частного бизнеса. Но еще накануне 86-го года, когда частное радиовещание было узаконено, появилось большое количество нишевых вещателей. Они демонополизировали радиосферу, оставаясь формально общественными кампаниями и получателями госсубсидий.
- В Украине можно говорить о некотором разочаровании зрителей/читателей/слушателей в медиа. Вы наблюдаете подобные тенденции во Франции? - Армел Мигнон: Думаю, что нет разочарования в СМИ. Если есть недовольные, то СМИ их услышат. Кроме того медиа анализируют сами себя и открыты для критики и публичной самокритики. Радиожурналист работает не только в студии, но и идет с микрофоном к людям. Так что разочарования, пожалуй, нет.
Источник: www.mediabusiness.com.ua
|