По мнению КОНСТАНТИНА ГААЗЕ, российская медиасистема представляет собой одну из крупнейших в мире бесконтрольных пропагандистских машин, содержащихся за государственный счет.
Начнем с фактов. Крупнейшим игроком на рынке СМИ в России является государство. Государству принадлежат четыре общенациональных телеканала холдинга ВГТРК, пакет акций «Первого канала», два из трех крупнейших национальных информационных агентств, одна федеральная газета, две федеральные радиостанции и единственная в стране ретрансляционная сеть, способная загнать телесигнал в такую глушь, что и представить себе трудно.
Помимо этого, государство спонсирует остальные федеральные телеканалы, оплачивая их траты на доставку, например «Большой разницы» или «Русских сенсаций», зрителям в города с населением меньше двухсот тысяч человек. Государство также полностью содержит телеканал Russia Today, который доносит российскую точку зрения на все, что происходит в мире, до зарубежной аудитории, и радио «Голос России», которое делает то же самое, только без картинки. До кучи, государство взяло на себя ВСЕ затраты по созданию национального телесигнала высокой четкости на Олимпийских играх в Сочи.
Общие бюджетные траты на все это огромное медиахозяйство составят в этом году около 50 млрд рублей. В следующем — около 51 млрд. Для справки: премьер Владимир Путин сейчас ищет 150—200 млрд рублей, чтобы закрыть дыру в бюджете, образовавшуюся из-за президентского указания снизить страховые взносы для российского малого и среднего бизнеса. Еще для справки: ВСЕ расходы государства на обеспечение жильем военнослужащих и других бюджетников в 2012 году в лучшем случае составят около 60 млрд рублей.
По факту эта система представляет собой сегодня одну из крупнейших в мире медиапропагандистских машин, содержащихся за государственный счет. Все без исключения элементы этой машины полностью выведены из-под любых форм общественного или хотя бы внутрицехового контроля. Более того, значительная часть проектов, особенно и прежде всего в области так называемой «внешней пропаганды», реализуется на основании секретных решений Совета безопасности РФ, секретных совещаний у президента РФ и его же секретных поручений. То есть, по сути, представляет собой информационные спецоперации, реализуемые за государственный счет на территории других государств.
Пример одного из таких внешнепропагандистских проектов — «создание англоязычного портала правовой и судебной информации для демонстрации эффективности и открытости российской судебной системы для зарубежных аудиторий». Начиная с 2012 года этим намерено заниматься РИА «Новости». Деньги под англоязычный судебный портал, по моим данным, уже выделены. Иностранные инвесторы — готовьтесь.
На мой взгляд, это и есть тот самый Карфаген, который должен быть разрушен. А также яйцо в ларце, «кольцо всевластья» или крестраж Волан-де-Морта. Получающееся благодаря интеграции медиа и государственного аппарата чудовище Франкенштейна, по сути, формирует полностью закрытый от общества платный рынок ежедневного искажения новостей и повестки дня. У нас этот рынок успешно функционирует уже несколько лет, а действующая на нем система принятия решений надежно защищена от внешних посягательств.
Правила его работы не могут быть выявлены и публично описаны благодаря их, как модно сегодня говорить, распределенной природе. А главный признак работы пропагандистской машины — однообразие передаваемых сообщений — успешно маскируется этой системой за счет конкуренции за деньги и полномочия между ее элементами, которая создает иллюзию разнообразия предлагаемых продуктов. Грубо говоря, группа российских чиновников и редакторов гос-СМИ являются настоящими «неизвестными отцами» — анонимными для большинства граждан субъектами информационного воздействия на общество.
Искать аналогии с другими пропагандистскими государственными машинами в прошлом или настоящем — бессмысленно. Подобного симбиоза рыночных технологий управления (конкуренция за бюджет), анонимности и единства общих для всех элементов системы целей (сохранение своего статуса, а значит, статуса всей системы) в современной истории человечества не было. Думаю, что вся эта система является чуть ли не главным достижением и ноу-хау правящего российского класса. Настоящим в отличие от мнимой экономической стабильности предметом восхищения и гордости.
Намерения демонтировать эту систему, существенным образом изменив правила ее работы и управления ею, будут самым верным признаком готовности российских лидеров перейти к настоящей модернизации российского общества и государства. Но ни Путин, воссоздавший ее по советским лекалам, ни Медведев,
увлеченно пользующийся ее ресурсами во имя достижения своих благородных целей, пока таких намерений не выражали. Тем временем система развивается, адаптируется и растет. Вчера достаточно было не смотреть телевизор, чтобы не получать новости со штампом «Одобрено РФ». Сегодня их доставляют нам в Facebook. Пропагандисты вчерашнего дня довольствовались радио. Пропагандисты дня завтрашнего найдут вас на дне любой социальной сети. А главное, сделают это за ваш же счет.
P.S. Пользуясь случаем, хочу обратиться к бывшим коллегам из РИА, которые скоро будут делать тот самый судебный портал про «открытость и эффективность» своими собственными мозгами и руками. Дорогие друзья! В восьмом рву восьмого круга ада Данте уже сидит много «лукавых советчиков». Не стремитесь пополнить их компанию. Ведь если какой-нибудь дурак действительно поверит, что наша судебная система «открыта и эффективна», его разоренный бизнес будет и на вашей совести.
Источник: www.radioportal.ru
|