Гарантированная доля украинской медиапродукции на радио и телеканалах снижена вдвое. Парламент проголосовал за законопроект, согласно которому теперь украинские программы должны занимать не менее четверти эфирного времени. По мнению депутатов, поддержавших законопроект, новшество в первую очередь касается радио, а в работе телевидения мало что изменится. Впрочем, их оппоненты считают, что теперь резко снизится интерес медиа к национальному продукту.
Вчера ВР приняла в целом законопроект N6342, вносящий поправки в закон «О телевидении и радиовещании», касающиеся защиты интересов национальных телерадиопроизводителей и государства. Теперь минимальный объем национального аудиовизуального продукта в эфире теле- и радиокомпаний должен снизиться вдвое — до 25%. Сейчас закон определяет «аудиовизуальный продукт» как все программы, фильмы и клипы, изготовленные физическими или юридическими лицами Украины.
Принятие законопроекта в новой редакции стало неожиданностью для депутатов от оппозиционных партий. На стадии первого чтения для телеканалов квота сохранялась на уровне 50%, а ее снижение касалось только радиостанций. Более того на разных этапах в документ предлагалось внести изменения, увеличивающие квоту до 80%, но эти инициативы не были поддержаны профильным комитетом.
Автор законопроекта глава подкомитета по вопросам телевидения и радиовещания комитета по вопросам свободы слова Елена Бондаренко (Партия регионов) считает, что и в принятой редакции закон будет применяться только для радиостанций. «Закон необходимо читать в целом, а не рассматривать по отдельным пунктам. Рынок радио не может обеспечить достаточное количество национальной музыки, чтобы наполовину заполнить эфир»,-- отмечает она.
Но фактически принятый законопроект касается не только радиостанций, а и телеканалов, говорит председатель комитета Верховной рады по вопросам свободы слова и информации Андрей Шевченко («БЮТ-Батькивщина»). «Согласно букве закона, такая поправка касается как радио, так и телеканалов, и любой канал может использовать эту норму в свою пользу,-- признает первый заместитель главы Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания Оксана Головатенко.-- Но в лицензиях у телеканалов указан больший объем национального продукта».
Приняв этот закон, государство отдает теле- и радиорынок зарубежному, в частности российскому, шоу-бизнесу, считает Андрей Шевченко. «Это уникальный случай, когда парламент страны отменяет квоты и не поддерживает, а “топит” отечественного производителя»,-- отмечает он. Депутат приводит пример Испании, где квота на национальный продукт в эфире составляет 51%, во Франции — 40%, в Латвии — 80%. «Это ударит не только по исполнителям, но и по украинским операторам, журналистам, продюсерам, работа которых станет менее востребована»,-- считает депутат. По его словам, среди представителей парламентского большинства не было единого мнения во время принятия законопроекта. «Это дает надежду на то, что президент ветирует спорный законопроект»,-- говорит Андрей Шевченко.
Невыгоден закон и исполнителям, считает народная артистка Украины, певица Мария Бурмака. «Квота в 50% и так выполнялась весьма условно — украинских исполнителей ставили в эфир преимущественно ночью, но де-юре наши музыканты могли рассчитывать на поддержку государства. Сейчас стало понятно, что наша музыка стране не нужна»,-- отметила госпожа Бурмака. По ее мнению, украинские исполнители проиграют в конкурентной борьбе с зарубежными исполнителями в силу неразвитости шоу-бизнеса.
Зато «глотком свежего воздуха» назвал принятие законопроекта директор «Русского радио Украина» Сергей Кузин. «Это улучшит ситуацию с точки зрения бизнеса — появится больше выбора,-- считает господин Кузин.-- Станции, которые претендуют на узкую аудиторию слушателей, теперь смогут спокойно играть больше качественной европейской музыки». Он уверен, что законопроект стимулирует развитие отечественного шоу-бизнеса. «Любая конкуренция стимулирует рынок, а у слушателя появится возможность решать и выбирать между “Жигулями” и “Мерседесом”. Нашим исполнителям следует ориентироваться на лучшие образцы музыки»,-- подчеркнул он.
Телеканалы интереса к новым возможностям закона также пока не высказали. «На таком конкурентном рынке, как украинский, потребителю необходимо предоставлять продукт наилучшего качества. А это зачастую — собственное производство, ориентированное на особенности местного зрителя»,-- отмечает зампредседателя правления телеканала «Интер» Сергей Амеличев. По его словам, доля украинского производства у «Интера» сейчас 56%.
Источник: mail.ru
|