Дмитрий Медведев предложил создать в стране институт общественного телевидения. По словам президента, для этого может быть использована "база одного из существующих федеральных телеканалов". С подробностями — АРИНА БОРОДИНА. Разговоры о создании общественного телевидения велись многократно и ничем существенным никогда не заканчивались. С инициативой создания подобной модели вещания в различных формах, в частности, выступали Владимир Познер и Михаил Федотов. Последний делал это регулярно, особенно после того, как возглавил президентский совет по развитию гражданского общества и правам человека. К примеру, 5 декабря на сайте совета опубликована концепция закона "О создании общественного российского телевидения". Авторы концепции предлагают преобразовать компанию ВГТРК в общественное телевидение и начать его финансирование за счет не только бюджетных средств, но и абонентской платы в размере 1% от минимального размера оплаты труда с каждого домохозяйства (квартиры). Предлагаются там и механизмы назначения руководителя канала, появления попечительского совета и того, кто все это должен утверждать. В проекте закона это президент.
Впрочем, нет никаких оснований полагать, что именно инициатива Михаила Федотова взята на вооружение Дмитрием Медведевым. Если строго следовать тексту выступления президента, то, упоминая о конкретном канале "на базе одного из существующих федеральных каналов", где, "возможно, в ближайшее время" будет создано общественное телевидение, глава государства говорит следующее: "В этом случае ни один из владельцев этого нового средства массовой информации не должен иметь определяющего влияния на принятие любых решений — ни государство, ни частный владелец". Вчера многие собеседники "Ъ" в телевизионной среде недоумевали, что все-таки имел в виду президент. Потому что под схему, обозначенную им "государство плюс частный владелец", подходит только один канал в стране — "Первый". Здесь 51% акций принадлежит государству, а 49% в разных пропорциях структурам предпринимателя Юрия Ковальчука и компаниям, связанным с Романом Абрамовичем (об отказе структур господина Абрамовича от всех акций "Первого канала" официально пока никто не заявлял). Но платформа "Первого", по информации "Ъ", если дело все-таки дойдет до конкретных законодательных инициатив по общественному телевидению, не рассматривается.
Среди вероятных вариантов собеседники "Ъ" на медиарынке вчера упоминали каналы "ТВ Центр", "Пятый", но чаще всего назывались каналы ВГТРК. В частности, высокопоставленный источник в правительственных структурах, пожелавший остаться неназванным, пояснил "Ъ": "У "Первого" много частных акционеров, и поэтому не очень понятно, как его можно обобществить. ВГТРК — холдинг. Поэтому скорее речь может идти об одном из каналов именно этой компании". В ВГТРК этот вопрос не комментируют. Но если все-таки речь пойдет о единственном крупнейшем государственном медиахолдинге, то самым вероятным каналом для создания платформы общественного телевидения может стать "Россия 2". Во-первых, это эфирный канал, находящийся в открытом доступе, имеющий статус федерального и вошедший на этом основании в первый мультиплекс для цифрового вещания. К тому же концепция "России 2" с момента создания канала до сих пор четко не сформулирована: кроме спортивного вещания здесь стали появляться и другие разножанровые форматы.
Впрочем, тот же собеседник "Ъ" из правительственных структур пояснил: "Канал будет определен позже, и сначала будет обсуждение". Почти то же самое повторил вчера и помощник Дмитрия Медведева Аркадий Дворкович. Но где, кем и в каком формате будет вестись обсуждение, вчера никто корреспонденту "Ъ" так и не смог объяснить. О том, что модель общественного телевидения довольно сложна для воплощения в России, говорили вчера в разговоре с "Ъ" все руководители главных телеканалов (см. интервью). Кроме того, во многих странах мира, где уже давно и по-разному осуществляется такой принцип вещания (см. справку), есть немало проблем в организации института общественного телевидения. Оно там переживает кризис, хотя их демократические институты ушли от России вперед на несколько десятков, а чаще сотен лет.
Всемирное общественное телевидение Мировой опыт
Общественное ТВ, телеканалы, прямо или косвенно финансируемые обществом, существуют во многих странах мира.
В Великобритании типичный пример — Британская вещательная корпорация (BBC), основанная в 1922 году. Финансируется из лицензионных взносов, выплачиваемых всеми владельцами телеприемников страны — вне зависимости от того, смотрят они каналы BBC или нет. Размер взноса устанавливается правительством и одобряется парламентом. В 2010 году он составлял £145,5 для цветного телевизора и £49 для черно-белого. Следующая его коррекция предстоит в 2016 году. Корпорация учреждена королевской прокламацией — хартией, которая фактически является уставом BBC. Руководит ей совет попечителей, назначаемых также королевой по рекомендации правительства и после обсуждения в парламенте. Как правило, в совет входят профессионалы из различных областей — в настоящий момент в нем есть бывший инвестбанкир; несколько бывших журналистов самой ВВС и других СМИ; бывший главный редактор BBC World Service; специалист в области маркетинга и корпоративного управления; юрист и экономист. Оперативное руководство возложено на исполнительный совет во главе с гендиректором.
В Германии есть несколько телерадиокомпаний, официально называемых "публично-правовыми". Первая — ARD — была создана в 1950 году по распоряжению оккупационных властей. В нее входит, в частности, немецкий "Первый канал" (Das Erste) и "Немецкая волна" (Deutsche Welle), вещающая за рубеж. К категории общественных относятся также ZDF (основана в 1961 году) и Deutschlandradio. Они финансируются в основном из средств телезрителей — около ?18 в месяц с домохозяйства. Объем рекламы строго ограничен (только по будням до 20:00; максимум 20 минут в день). Руководство компаний назначается на год (и может быть переизбрано еще на один) общим собранием, где представлены руководители разных подразделений компаний, а также представители федеральных властей.
Во Франции роль общественного ТВ играет France Television, созданная в 1992 году объединением телеканалов France 2 и France 3, а затем и France 5, France O, France 4. Финансируется из взносов владельцев телевизоров — ?123 в 2011 году. В 2009 году страна приняла закон о постепенном удалении рекламы с общественного ТВ к 1 января 2012 года. Президента France Television назначает президент страны, и затем кандидат утверждается в обеих палатах парламента.
В США общественное ТВ не так популярно. Общественная компания — PBS — создана в 1969 году. Принадлежит Корпорации общественного телерадиовещания (CPB), которая финансирует в основном образовательные программы. Главные источники дохода — спонсорство и взносы телезрителей. Доля поступлений от властей ничтожно мала. Правда, в некоторых штатах — Висконсин, Мэриленд, Миннесота и Южная Каролина — общественное телевидение полностью финансируется за счет средств местных властей. Совет директоров PBS включает 27 человек: 14 профессиональных директоров (главы телекомпаний, избираемые путем общего голосования входящих в PBS телекомпаний); 12 генеральных директоров (от общественности; выбираются советом профессиональных директоров). Все члены совета директоров занимают свой пост в течение трех лет, не получая за это зарплаты.
В Японии главной общественной компанией является NHK, созданная в 1926 году по образцу BBC. Финансируется за счет обязательных взносов с домохозяйств. На ее каналах нет рекламы, освещение политики должно быть строго беспристрастным. Кроме того, NHK обязана предупреждать обо всех природных катастрофах типа землетрясений или цунами. Правление состоит из 12 человек, назначаемых премьер-министром и утверждаемых парламентом.
Тамила Джоджуа "Увы, это не так легко создать, как может казаться при первом приближении" Контекст
Обозреватель "Ъ" АРИНА БОРОДИНА обратилась к руководителям крупнейших телекомпаний и холдингов с просьбой прокомментировать инициативу президента Дмитрия Медведева о создании общественного телевидения в стране и ответить на вопрос, насколько жизнеспособна эта модель в нынешних политических реалиях в России.
Константин Эрнст, генеральный директор "Первого канала":
— Увы, это не так легко создать, как может казаться при первом приближении. Телевидение — дело дорогое. Ведь общественное телевидение — это особая юридическая и хозяйственная форма. В частности, предусматривающая финансирование такого канала за счет специального налога с каждого гражданина страны. То есть граждане лично финансируют гражданское телевидение. Так, например, устроено BBC, на которое с граждан взимают ежегодно сумму порядка £145. Бывший советский, а ныне британский гражданин диссидент Владимир Буковский судился за свое право не финансировать BBC. Результата точно не помню, но, кажется, безуспешно. Когда будет выбрано, по какой модели мы будем развивать общественное телевидение, возникнет и пространство для более конкретного комментария. А как идею, конечно, поддерживаю.
Олег Добродеев, гендиректор ВГТРК:
— Идея создания общественного телевидения, безусловно, правильная. Но главное здесь — большая и тщательная проработка двух ключевых вопросов. Вопросов о том, как будет выглядеть общественный контроль и как будет осуществляться финансирование этого проекта. Подходы в мировой телевизионной практике существуют разные. Пойдем ли мы своим путем, или возьмем что-то у наших коллег, покажет время. Но очевидно, что в России недопустима сама мысль о введении абонентской платы за просмотр общедоступных каналов.
Владимир Кулистиков, генеральный директор НТВ:
— Идея общественного телевидения носит прорывной характер. По сути, речь идет о создании совершенно новой для нашей страны телевизионной структуры.
В нынешних реалиях весьма сложно определиться с очертаниями той общественности, которая по идее должна формировать программную политику общественного телевидения. Для одних общественность это те лица, которым дал емкую и исчерпывающую характеристику Борис Немцов в своих телефонных разговорах. Для кого-то это молодцы со вскинутой правой рукой. А кому-то, может быть, по душе друзья темных сил и темного горного леса. Кто и на каких основаниях имеет право войти в редакционный совет общественного телевидения — вопрос непростой. И надо быть готовым к тому, что легитимность такого совета будет постоянно оспариваться. Такая у нас нынче политическая мода.
Рафаэль Акопов, председатель совета директоров "ПрофМедиа":
— Похоже, что обеспечение информационного плюрализма весьма своевременная мера. Государственные каналы получают прямые и косвенные субсидии на сотни миллионов долларов в год. И мне представляется, что государству следует обеспечить плюрализм именно там, а не начинать финансирование еще одного телеканала. Кстати, по мере расширения ШПД (широкополосный доступ в интернет.— "Ъ") социальная ценность плюрализма на телевидении будет снижаться. Так что действовать надо быстро.
Источник: radioportal.ru
|