Фирмы-операторы кабельного ТВ технически готовы к переводу клиентов на «цифру», не готовы сами клиенты, считают представители фирм-операторов. Также, по их словам, для клиентов переход означает и подорожание услуги. Но поскольку правительством уже установлена дата перехода - 12 сентября 2012 года, фирмы обращаются к населению с просьбой не откладывать все на последний момент.
Еврокомиссия обязала все страны ЕС перейти на цифровое вещание к 2020 году. Но летом прошлого года в Эстонии был принят законопроект об электронной связи, в котором среди прочего предлагалось ускорить внедрение цифрового вещания, запретив трансляцию через кабельные сети с 1 сентября 2012 года. До этого момента осталось не так много времени. Готовы ли операторы к этому переходу и как это отразится на простых потребителях?
На эти и другие вопросы в интервью программе Радио 4 «Час пик» ответили член правления АО Telset Виктор Гайдушин и член правления АО STV Эрик Рейнару.
Готовы ли операторы к переходу и как это отразится на простых потребителях?
Виктор Гайдушин Мы, операторы, готовы к переходу в течение этого года. Что же касается потребителей, то здесь большой вопрос - готовы ли они принять в полном объеме эту услугу. Приведу простой пример. В одном небольшом вполне благополучном районе, где мы являемся оператором, мы провели эксперимент — 150-ти нашим клиентам, которые сегодня смотрят аналоговое телевидение, предложили все совершенно бесплатно для перехода на цифровое телевидение. Единственно, что менялось — абонентская плата, за цифровое ТВ она была равна 130 кронам, а за аналоговое — 119 кронам. Согласилось 3 человека.
А чего боятся люди? Разница ведь небольшая?
Эрик Рейнару Разница небольшая, но все ведь прекрасно понимают, если сегодня у кого-то 4-5 телевизоров, значит нужны и 4-5 дигибоксов и, в конце концов, придется что-то заплатить за каждую последующую карточку. Оператор какое-то время сможет предоставлять карточки бесплатно, но потом-то за нее все равно придется платить и каждый последующий телевизор тоже будет что-то стоить. То есть, не все так замечательно и удивительно, как написано в газетах. Все равно это повлечет за собой увеличение абонентской платы, будь это через год, полтора или два. Нам, поскольку мы занимаемся бизнесом, это может и выгодно — мы можем заработать больше.
Потребитель может отказаться или деваться ему некуда, т.к. дата уже определена?
Эрик Рейнару Потребитель вряд ли откажется, потому что телевизор хотят смотреть все. Потребители будут выбирать. Как сказал Виктор, разные кабельные операторы будут давать определенные скидки, но все равно бесплатного ничего не будет. Пусть через год, два, но все равно что-то произойдет.
Виктор Гайдушин Мы же должны свои деньги, затраченные на покупку дигибоксов, приобретение модулей, когда-то вернуть. А потом самое главное — те, кто предоставляют программы со спутников, тоже хотят деньги. И там разговор очень простой — плати. И каждый год эти цены увеличиваются.
Эрик Рейнару Наши клиенты не готовы, особенно это касается пенсионеров. Они не готовы использовать дополнительные устройства, у многих телевизоры еще старого поколения. Поэтому если говорить о готовности, то технически операторы готовы. У нас и сегодня существует определенная часть дигиклиентов. Но если говорить о массовом переходе, то мы не готовы к массовым изменениям — ведь мастера должны будут приходить на дом. Если говорить о сотнях тысяч клиентов, получается, что не меньше 10 000 клиентов надо переключить в месяц. То есть, грубо говоря, около 1000 клиентов в каждом районе надо обойти.
Это сколько же человек понадобится?
Виктор Гайдушин И это должны быть специалисты, которых надо обучить. Поэтому я считаю, что был установлен короткий срок. Если был установлен срок, например, к 2015 году, тогда к этому сроку люди должны были бы потихоньку изменить свои телевизоры, которые с каждым годом становятся дешевле. И дигибоксы, которые 2 года назад стоили около 70 евро, сегодня стоят уже 20 евро, а через год будут еще дешевле. Надо, чтобы к переходу готово было население. Ведь самые надежные плательщики абонентской платы — пенсионеры. Эти бабушки и дедушки платят вовремя, чтобы у них не исчезла картинка. И вот этой бабушке поставят пульты, коробки, и, не дай Бог, телевизор зависнет, а такое тоже бывает - это электроника, она виснет. В этом случае нужно вызывать специалиста, он придет, вытащит из розетки шнур, включит опять и картинка может появиться, а может и не появиться, потому что может быть сбита настройка. Мое личное мнение- за год наш клиент еще просто не созреет до цифрового ТВ.
Эрик Рейнару Я бы выступил в защиту технического развития. Аналоговое телевидение — это вчерашний день. И мы не можем препятствовать прогрессу, но сточки зрения простого потребителя это принесет определенные затраты. Это однозначно. Но если сравнивать, например, с Германией, то там государство до сих пор дотирует аналоговое спутниковое телевидение, потому что люди когда-то потратили свои деньги на покупку аналоговых боксов и несколько государственных каналов идут со спутника в аналоговом вещании. А передача через спутник - это самая дорогая передача.
Если говорить о Финляндии, то там перешли с эфирного и кабельного вещания на цифровое одновременно. Я так полагаю, что там был определенный договор между операторами. Но если посмотреть на наш опыт перехода в прошлом году с эфирного вещания на дигитальное, то все затраты легли на плечи потребителей.
Конечно, дигибоксы будут продаваться в магазинах и будут появляться дешевые дигибоксы китайского производства, но хотел бы предупредить клиентов, что лучше все-таки дигибоксы покупать или брать в аренду у кабельных операторов. Они проверены, настроены и работают в этой сети и всегда можно поменять.
Виктор Гайдушин Большая и убедительная просьба — не тяните до последнего, постарайтесь, чтобы у вас была возможность изучить эту систему и привыкнуть к ней, чтобы вы успели подобрать себе необходимое оборудование.
Эрик Рейнару Тем, у кого несколько телевизоров, я бы порекомендовал взять сначала один дигибокс и настроить одно смотровое место. Аналог у вас останется в любом случае до момента перехода. Посмотрите, как пользоваться новой системой, привыкните к ней.
Источник: err
|