Создатель и шеф-редактор «Телекритики» Наталья Лигачева поделилась с ереванскими коллегами опытом создания успешного медиакритического интернет-ресурса.
Армянский интернет-сайт Media.am недавно создан и развивается Общественной организацией по содействию СМИ «Интерньюс-Армения». Его команда занимается обзором и анализом процессов, происходящих в медиапространстве Армении.
В конце января 2012 года по приглашению «Интерньюз-Армения» создатель и шеф-редактор «Телекритики» Наталья Лигачева провела тренинг для журналистов Media.am, а также ряда других изданий республики, передав ереванским коллегам свой опыт работы в области медиакритики. Специально для участия в тренинге в Ереван также прилетела член правления Белорусской ассоциации журналистов (БАЖ) Янина Мельникова.
Как сделать издание, специализирующееся на медиатематике, известным и влиятельным, как анализировать различные телеформаты и как выглядят манипулятивные приемы в подаче информации, в чем миссия медиакритики и что в этом контексте представляет собой проблема этики, – об этом и многом другом Наталья Лигачева говорила с участниками тренинга на протяжении пяти дней. Кроме того, во время тренинга прошла презентация «ВидеоТеКи», которую провела редактор мультимедийного проекта «Телекритики» Марина Барановская.
После завершения тренинга мы поинтересовались у некоторых его участников, что полезного для себя они узнали за время этой встречи и насколько новые знания применимы, с их точки зрения, в их ежедневной работе.
Нуне Саркисян, директор Общественной организации по содействию СМИ «Интерньюс-Армения»:
- В 2003–2004 годах мы думали о создании журнала, который, как и «Телекритика», анализировал бы ситуацию на наших телеканалах. Такой журнал мог бы стать инструментом для понимания процессов, происходящих на ТВ, и влияния на них со стороны гражданского общества. А кроме того, мне кажется, что даже в нездоровой медиасреде это издание могло бы стать стимулом для самих журналистов все-таки задумываться над тем, что они делают и как. Да, подобный ресурс не может убрать политическую составляющую того, что происходит на нашем ТВ, но поднять профессионализм он вполне был бы способен. Мы долго дискутировали, у нас в итоге были уже готовые концепции такого издания, но, к сожалению, у нас не получилось найти ресурсы на его создание.
У нас был сайт Мedia.am, который изначально создавался как информационный ресурс для региональных СМИ с их же участием, а потом перешел в более аналитический сайт, где публиковался дайджест того, что сами медиа пишут о себе, интервью с интересными медиаперсонами, причем не только армянскими. Но это были все еще зачатки того, что нам хотелось делать. Все это время периодически мы встречались с командой ТК, в частности с Натальей Лигачевой. Последние два года, найдя наконец средства, мы начали интенсивно развивать Мedia.am, но по-прежнему испытывали необходимость встретиться с более опытным телекритиком, ближе познакомиться с разными аспектами работы над медиакритическим интернет-ресурсом.
Затрудняюсь точно сказать, что из того, что мы услышали от Натальи Лигачевой, к нашей ситуации неприложимо, но могу сразу сказать, что мы точно можем взять на вооружение. Ознакомившись с тем, как ТК развивает свой видеоподсайт «ВидеоТеКу», я понимаю, что мы должны обратить внимание на свой видеораздел «Лаборатория», в котором мы уже начали собирать аудио- и видеозаписи лекций по медийной тематике, но пока не делали этого системно. Анализ новостных выпусков, критика различных телепрограмм, интервью с ньюзмейкерами в области СМИ – все это мы пробуем делать, но после встречи у нас появилось больше уверенности в том, как это делать лучше.
Для нас, конечно, пока невозможно обновлять сайт таким большим количеством материалов, которые ежедневно появляются на ТК – в силу того, что наш рынок еще далек от украинского, и в силу иного периода развития Мedia.am, я бы так сказала. Но этот тренинг дал нам толчок для выстраивания концепции будущего развития нашего сайта.
Поскольку мы много лет являемся не только общественной организацией, которая работает со СМИ, но и производителем контента (мы делаем большое количество телепрограмм, документальные фильмы и др.), у нас уже сформировался навык работы на определенной этической грани. Мы критикуем, иногда очень остро, но сохраняем, насколько это возможно, профессионализм и не позволяем себе какую-то оскорбительную для наших коллег-телевизионщиков интонацию. Профессионализм помогает нам говорить о проблеме, не переходя на личности.
Гегам Варданян, продюсер Мedia.am:
– Мне было интересно и полезно увидеть своими глазами человека, который создал и продолжает развивать украинский сайт «Телекритика». Все эти дни я записывал в блокнот новые идеи и собираюсь уже с завтрашнего дня реализовывать их в своей работе.
Сейчас одна из наших задач – находить новых авторов, которые могли бы профессионально анализировать и критиковать телепродукт на армянских телеканалах. Как и в Украине, находить этих людей очень непросто. Все мое окружение не смотрит телевизор, все ушли в интернет. Но поиск продолжается, в последнее время пытаемся найти новых авторов среди кинокритиков, в академической среде среди социологов, психологов. Наталья Лигачева призывала нас искать потенциальных авторов и среди студентов, поначалу привлекая их к проведению различных экспертных опросов, к работе над новостями. У нас были попытки сотрудничать со студентами, наверное, мы продолжим эту практику.
Мы говорили, что несмотря на то, что с захода на ТК свой рабочий день начинает большое количество украинских медийщиков, отношение к вашему ресурсу неоднозначное: критика, которую вы публикуете, по душе далеко не всем. Положение Мedia.am еще труднее, поскольку наш ресурс – часть «Интерньюз-Армения», то, что мы публикуем, могут ассоциировать с позицией всей общественной организации, а это создает свои трудности в нашей коммуникации с медиасредой. Стараясь быть сбалансированными, мы при этом всегда высказываем свою оценку происходящего и будем делать это и в дальнейшем.
Нуне Ахвердян, журналист Media.am:
– Я театровед и кинокритик, долгое время работала в отделе культуры газеты «168 часов», и только месяц как работаю в команде Мedia.am. Могу сказать с уверенностью: в отличие от телеэфира, в газете можно было написать все что угодно, но реакции на свою публикацию ты не увидишь. Например, я часто писала статьи, которые можно назвать разоблачительными по отношению к действиям нашего Министерства культуры, но реакции на них не было никогда. Часто в ответ тебе просто перекрывают доступ к информации – и все.
Конечно, нам надо развивать сайт, более активно его обновлять, больше работать с фото- и видеоматериалами. Будем пробовать, хотя это непросто, потому что в штате пока всего трое журналистов.
В Армении медиарынок пока не стал рынком, телеканалы являются собственностью того или иного олигарха, существуют на его деньги и не конкурируют. Ситуация абсурдная, честно говоря. Сверху власть говорит какому-то олигарху: «Ты должен занять этот канал» – и так человек становится медиасобственником. В результате все каналы очень комплиментарны, готовы выполнять любые пожелания со стороны власти. Поэтому, знаете, даже не всегда есть стимул писать об их работе, кажется, что это не имеет смысла, сами каналы редко хотят что-то делать. Нездоровая атмосфера, и на общественном ТВ тем более. Кстати, основная критика направлена как раз на него. Я считаю, было бы честнее для всех и для нашей команды телекритиков, если бы наконец между каналами появилась конкуренция.
Яна Авчиян, журналист газеты «Эфир»:
– Поскольку изначально я не училась на журналистском факультете, а собиралась быть химиком, часто я в журналистской профессии действую по наитию. И поэтому любые тренинги мне полезны и интересны. Этот тренинг для меня оказался на сто процентов полезен. Приведу такой пример: во время одного из дней все участники тренинга должны были выполнить упражнение – написать небольшой анализ какой-либо телепрограммы. Я это задание довольно быстро выполнила, причем сдала не только его, но и другой свой материал, который уже был ранее опубликован в газете, где я работаю. Мне было интересно, как его оценит тренер, не знающий о том, какой именно текст когда написан. И вот по этому уже опубликованному материалу было высказано довольно много замечаний, а текст, который я быстро написала прямо на тренинге, учитывая рекомендаций Натальи Лигачевой, был принят как вполне удачный. На этом опыте я поняла, к чему мне следует стремиться в своей дальнейшей ежедневной работе.
«Эфир» – самая массовая еженедельная газета в Армении, в ней печатаются телепрограмма, анонсы, интервью, небольшие критические заметки о тех или иных фильмах, передачах. Многое из того, что я здесь узнала, применимо в моей работе, кроме одного – адресности критики, которую мы публикуем. За эти дни Наталья Лигачева не раз подчеркивала, как важно, чтобы телекритик говорил о тех или иных проблемах не вообще, а обращаясь к конкретному журналисту, телеведущему, творческой группе. В нашем случае это возможно не всегда: медийная сфера в Армении очень небольшая, все друг друга знают, сложно говорить все, что думаешь, например, о какой-то программе, до конца, а кроме того, в этом не заинтересован ни главный редактор газеты, ни инвестор. Специфика нашего издания в том, что мы не очень конфликтны, это стратегия, которая выходит за пределы моей компетенции, за это все-таки ответственен главред. Но лично я считаю адресность критики очень верным и важным моментом в той журналистской работе, которой я занимаюсь, поэтому я попытаюсь как можно чаще ее применять.
Источник: osvita.mediasapiens
|