Сегодня мы прощаемся с «железной леди» украинского советского ТВ, которую ее сотрудники называли Мамой...
В жизни каждого из нас есть люди, многое в ней определившие. Те, без которых мы были бы другими, чем есть, занимались бы не тем, чем занимаемся, не без участия которых сложился и круг нашего общения, и круг увлечений, и вообще - по кирпичикам складывалась судьба.
Для меня таким человеком - одним из немногих - была Валентина Андреевна Челнокова.
Думаю, о том, какой она была, ярко можно представить по истории нашего знакомства. 1986-й год. Я второй год работаю в отделе социологических исследований Гостелерадио УССР, после окончания факультета журналистики Киевского университета, мне 24 года. Накануне я провела первое собственное исследование: аудитории телепрограмм о кино и ее отношения к ним. Замечу, что тогда таких программ на УТ было несколько, среди которых «Новости киноэкрана» с ведущей Татьяной Цимбал - одной из самых популярных передач украинского ТВ.
На основании опроса зрителей я подготовила отчет, в котором был не только позитив, но и критика, приводились пожелания респондентов авторам программ о кино и т. д. И так случилось, что как только отчет был готов, появилась возможность поехать на конференцию в Московский государственный университет. Участниками конференции были социологи, работавшие на телевидении во всех республиках СССР, и авторы самых популярных программ советского Центрального ТВ. Под ответственность еще одного дорогого для меня человека - руководителя отдела социологии Людмилы Ефимовны Ивкиной - в итоге я поехала с докладом об исследовании, результаты которого еще не были представлены руководству Гостелерадио УССР и сотрудникам Главной редакции кинопрограмм УТ.
Разумеется, сразу же после моего выступления в МГУ весть о нем донеслась до коридоров украинского ТВ, в том числе и коридора на четвертом этаже Крещатика, 26, на котором вместе с молодежной и детской редакцией располагалась тогда и киноредакция УТ. Как мне впоследствии рассказывала сама Валентина Андреевна, первой ей позвонила Ксения Маринина, автор и режиссер легендарной «Кинопанорамы». Своим знаменитым голосом с хрипотцой Ксения Борисовна удивленно сообщила: «Слушай, Валя, тут странные речи про ваши программы звучали из уст какой-то девочки...».
В общем, когда по возвращении в Киев меня пригласили «на ковер», в кабинет к главному редактору Главной редакции кинопрограмм - Валентине Андреевне Челноковой - я зашла в ожидании жесткого разговора с возможными весьма неприятными для меня последствиями. Челнокова подняла голову, окинула оценивающим взглядом, пригласила сесть, помолчала пару секунд, а потом сказала: «Я тут познакомилась с вашим отчетом. Многое в нем мне показалось интересным. Давайте обсудим».
Думаю, что это Валентина Андреевна уверила и руководство Гостелерадио в том, что все нормально, никаких санкций применять к «девочке» не надо:). Ну а к концу 1986 года она уже «выбила» для меня вакансию в своей киноредакции...
Непосредственно с Валентиной Андреевной мне пришлось поработать недолго. Она вскоре ушла на пенсию, наверняка слишком рано, поддавшись некоему давлению и не приняв новых правил игры, когда на перестроечное ТВ на смену цензуре начали приходить не только веяния свободы слова, но также и жесткие нравы то ли люмпенов, то ли зарождающейся эпохи первоначального накопления капитала. Далее наше общение с Валентиной Андреевной и ее супругом Георгием Андреевичем продолжилось уже вне работы. И за эти многие годы я получила множество не только профессиональных и творческих уроков, но и уроков самокритичности и требовательности к себе, открытости к поиску и инициативам других, умения руководителя сочетать в себе и жесткость, и человечность, порой почти материнскую... Вот еще пару штрихов к портрету Челноковой: после очередного «разбора полетов» на летучке в сердцах прихожу к В.А. с заявлением об уходе по собственному желанию. На моих глазах заявление разрывается ею на мелкие клочки, под бурчание сквозь едва сдерживаемый смех: «Ишь, чего удумала. Я с ней вожусь, я ее учу, а она нюни распускать... Иди работай». А вот еще: близится к завершению строительство долгожданного дома для молодых специалистов Гостелерадио. Практически все молодые сотрудники ждут там квартир. В.А. вызывает меня и сообщает, что завтра мы все должны выйти на субботник, отработать на стройке. Я: «Валентина Андреевна, у меня ж завтра монтаж, я не могу!». В.А.: «Ты с ума сошла?! Хочешь, чтобы тебя из очереди, не дай Бог, выбросили?! Марш на субботник, а монтаж мы тебе перенесем»...
Май 2004 года. Мы с Валентиной Андреевной в парке имени Т.Шевченко.
Работа в киноредакции дала мне возможность познакомиться с многими именитыми украинскими и российскими кинематографистами и критиками. Ну а Валентина Андреевна ввела в круг и тогдашних звезд украинского ТВ - Тамары Щербатюк, Татьяны Цымбал, Юрия Федорова, Ирины Талалаевской, Лины Волох... Я благодарна судьбе, что узнала ближе этих людей. С восхищением и даже с упоением вспоминаю, сколь молодыми духом были эти люди в своем и тогда уже зрелом возрасте, с каким живым интересом они относились ко всему: к литературе, кино, к людям, ко всем переменам в стране на стыке эпох... Прихожу в гости к В.А. и Г.А. в их маленькую квартирку на Гарматной после рождения моей дочери в 1991-м. Они торжественно вручают игрушки для Кати, а мне дарят книгу об Андрее Сахарове. Может, кому-то покажется странным, но именно с В.А. и Г.А., уже на тот момент пенсионерами, мы во времена перестройки чаще и эмоциональнее всего обсуждали и новаторство Горбачева, и знаменитый съезд народных депутатов СССР, на котором произошел его конфликт с Сахаровым, и рождение «Народного Руха» в Украине, и первые выпуски программы «Взгляд», и фильмы Абуладзе, Германа...
А еще в этих людях было безвозвратно, порой уже кажется, ушедшее из нашего бытия человеческое качество: бескорыстие, готовность жить и творить не только ради славы и денег, а ради искусства. Да, эти люди считали то телевидение, которое они делали, Искусством. Свято и верно служили ему, вернее даже, не служили - а жили им, не мысля себя без любимой работы, любимого телевидения, любимого Крещатика, 26... И то ТВ в лучших своих образцах и было на самом деле искусством, искренним и чуточку наивным.
Я горько улыбаюсь, когда вижу, как многие нынешние теледеятели начинают историю украинского ТВ если не со своего прихода на него, то уж не далее, как с прихода их непосредственных предшественников или боссов... Считая все, что было «до них», - неликвидом, говоря их же языком.
А тех, кто делал иное телевидение, далекое от нынешнего ТВ рейтингов и попсы, становится все меньше. Они уходят, и мы не в силах этому помешать. В наших силах только любить и помнить.
Пусть вам земля будет пухом, Валентина Андреевна.
Источник: telekritika.ua
|