Эксперты рассказали, почему нельзя вводить систему условного доступа к отечественным телеканаламНа протяжении 2011 года общественные медийные организации, участвовавшие в разработке законопроекта «О телерадиовещании», неоднократно указывали на его недостатки и негативные последствия для общества в целом и субъектов рынка телерадиовещания в частности. Однако все принципиальные предложения общественности по улучшению законопроекта разработчики и депутаты парламента оставили без внимания, сообщает Zakon.kz со ссылкой на Международный фонд защиты свободы слова «Адил соз».
О низком качестве принятого закона красноречивей всего говорит тот факт, что в дополнение к нему требуется разработать и принять около 30 подзаконных нормативно-правовых актов. Разработка подзаконных актов проходит кулуарно, без учета мнения субъектов бизнеса и медийных организаций. Это обстоятельство чревато ухудшением положения субъектов малого и среднего бизнеса, так как, к глубокому сожалению, государственные органы, как правило, трактуют имеющиеся положения в сторону ужесточения прав и свобод субъектов малого и среднего бизнеса.
Отрасль телерадиовещания, традиционно полностью находившаяся в ведении Министерства культуры и информации РК, теперь по непонятным причинам будет регулироваться еще и Министерством транспорта и коммуникаций РК. Это приведет к увеличению количества чиновников и бесконтрольности расходования огромных денежных потоков по внедрению цифрового вещания и организации сети.
Под предлогом подготовки к переходу телерадиовещания страны на цифровой формат АО «Казтелерадио» предпринимает действия, которые противоречат интересам общества и государства и основополагающим законам страны. В марте 2012 года оно объявило конкурс по госзакупкам системы условного доступа для кодирования телерадиопрограмм на наземном цифровом вещании. На закуп из бюджета планируется израсходовать солидные суммы. Условный доступ к телепрограммам эфирного вещания не нужен и даже вреден, потому что:
во-первых, для эфирного вещания, в отличие от спутникового, не требуется применения системы условного доступа, так как эфирное телерадиовещание распространяет сигнал только на территории Республики;
во-вторых, согласно закону» О телерадиовещании», трансляция двух видов пакетов телеканалов эфирного телерадиовещания - обязательного и свободного - должна осуществляться по принципу действительно СВОБОДНОГО доступа, то есть без привязки к оборудованию определенного производителя. Введение системы условного доступа в наземном телевещании необоснованно ограничивает право граждан на свободный доступ к гарантированным законам телеканалам, так как население будет вынуждено покупать приемные устройства только у определенных производителей, что приведет к неконкурентным ценам и сговору продавцов оборудования;
в-третьих, введение системы условного доступа приведет к уменьшению аудитории телеканалов, падении их популярности, что скажется на рекламных поступлениях;
в-четвертых, такие важные для общества решения находятся в компетенции Правительства РК, о чем говорится в п.1 статьи 6 Закона «О телерадиовещании». Решение о применение системы условного доступа должно быть вынесено на обсуждение Комиссии по вопросам развития телерадиовещания, а не решаться кулуарно в кабинетах чиновников.
Национальная Ассоциация Телерадиовещателей Казахстана, Международный фонд защиты свободы слова «Адил соз» и «Интерньюс-Казахстан» обратились к Президенту страны, Премьер-Министру и председателю Мажилиса Парламента РК с просьбой:
1. Отменить конкурс по государственным закупкам системы условного доступа для кодирования телерадиопрограмм на наземном цифровом вещании как не соответствующий законодательству Республики Казахстан и противоречащий интересам общества;
2. Взять под парламентский контроль действия государственных органов и хозяйствующих субъектов по переходу на цифровое вещание;
3. Системно проводить экспертизу подзаконных актов к Закону РК «О телерадиовещании» и обеспечить участие в их разработке и оценке субъектов бизнеса и гражданского общества.
Источник: zakon
|