В последнее время в телеком-сообществе активизировалась дискуссия о нарастающей конкуренции между традиционным телевидением и новыми интерактивными платформами, которые внедряют различные операторы. На прошедшей недавно выставке "Связь-Экспокомм 2012" было представлено сразу несколько подобных сервисов, вокруг которых возник ажиотаж в социальных медиа. Но зачастую повышенное внимание к этим сервисам не более чем результат ангажированности интернет-пользователей. Проанализировав текущую ситуацию и приобщив 20-летний опыт "Акадо" на рынке услуг кабельного телевидения, мы попробуем дать оценку существующих трендов и представить перспективы развития рынка.
Начнем с того, что наполнение первого мультиплекса покрывает основные потребности массовой аудитории в телесмотрении: здесь присутствуют ключевые федеральные телеканалы, представлен качественный спортивный, фильмовый, развлекательный контент. Уже сейчас, по данным TNS, среднестатистический российский зритель проводит у экрана телевизора около четырех часов ежедневно. Этот показатель приближается к данными по телесмотрению в США (пять часов в день).
Очевидно, что, несмотря на бурные споры о будущем традиционного телевидения, мы не наблюдаем здесь снижения потребления - это подтверждают и стабильно высокие показатели доходов рынка и уровня ARPU в 2011-2012 годах. Более того, наравне с устойчивым ростом спроса на услуги цифрового телевидения интерес аудитории к аналоговому ТВ также не снижается.
Традиционная модель телесмотрения за многие годы обрела собственные "ритуалы", например привычка "щелкать" по каналам, а большой экран в доме еще долго будет оставаться центром притяжения. Конкуренцию такой укоренившейся традиции могут составить не просто современные, но, что принципиально важно, простые и понятные в использовании сервисы, которые не требуют напряжения от массового зрителя.
Хотелось бы обратить внимание на то, что, во-первых, подобные сервисы пытаются играть на одном поле с популярными площадками и социальными сетями, распространяющими нелегальный контент. Во-вторых, подобные сервисы задействуют рекламную модель, за счет которой пытаются монетизировать контент. А так как таких площадок становится все больше, конкуренция между ними усиливается. К тому же на этот рынок уже приходят глобальные игроки, которые будут гораздо сильнее региональных, так как это иной масштаб бизнеса и большая конкурентоспособность. Безусловно, мейджоры и рекламодатели будут охотнее сотрудничать с ними. Одним из наиболее серьезных сдерживающих факторов развития ОТТ-сервисов также является их объективная сложность для массового просмотра на большом домашнем экране.
Безусловно, рынок интерактивных сервисов можно назвать перспективным, хотя он и является высококонкурентным с низкими показателями монетизации и большими рисками. Функция ОТТ-сервисов сегодня скорее является дополняющей и будет оставаться таковой в ближайшем будущем.
Возможно, гораздо большими перспективами обладает модель развития гибридного телевидения, в котором сочетаются функционал классического кабельного телевидения и интерактивные опции, реализуемые с помощью set-top-box абонента. Притом важным требованием, которое предъявляется к абонентскому оборудованию, является не столько широкий набор опций (функции записи-повтора, наличие жесткого диска, HD и 3D-ready), но легкость инсталляции оборудования и простота управления. Важно, чтобы домашняя "экосистема развлечений" легко дополнялась новыми устройствами для просмотра, просмотр и хранение медиа были возможными на экранах всех устройств пользователя, а развлекательные ресурсы были предустановлены в программное обеспечение абонентских устройств. Пожалуй, что тот, кто сделает такой "чудо"-продукт, и станет лидером рынка.
Но пока такого продукта на рынке не появилось, и кабельные операторы строят свой бизнес вокруг классического телевизионного продукта, и именно он приносит наибольшие доходы, а интерактивные сервисы являются приятным дополнением к нему.
Источник: sat.net.ua
|