Ведущая Японская вещательная корпорация NHK уже на протяжении многих лет остается неоспоримым лидером в телевизионном эфире Страны восходящего солнца. Тем не менее, в последнее время центральному телеканалу становится все труднее сводить концы с концами. Дело в том, что, согласно подсчетам корпорации, только 73% от зрителей регулярно платят за просмотр телеканала, а в крупных городах, таких как Токио и Осака, доля добропорядочных потребителей и того меньше.
Общественная модель вещания NHK предполагает внесение платы на добровольной основе. На практике это выглядит так: ежегодно на пороге каждого дома появляются специальные сборщики денег. Для пользователей обычного эфирного телевидения плата составляет чуть более 12 тыс. иен в год /примерно 120 долларов/. При этом полномочия у сборщиков крайне ограниченные, и потому любой может отказаться платить и в буквальном смысле захлопнуть перед ними дверь. Большинство неплательщиков объясняют свой отказ отсутствием телевизора, во что в современной Японии верится с трудом. Иностранцы же частенько оправдываются тем, что не понимают по-японски.
В таких условиях сборщикам все чаще приходится учить иностранные языки, активнее применять методы убеждения, а иногда и искать способы попросту обескуражить "уклонистов" и получить от них необходимую сумму. В частности, в последнее время им рекомендуют спрашивать неплательщиков о том, есть ли у них телевизоры в автомобилях или владеют ли они смартфоном: ведь с его помощью тоже можно смотреть передачи Эн-эйч-кей. Наконец, нередко у них спрашивают, посещали ли они в последнее время какие-либо муниципальные учреждения. В их залах ожидания практически всегда стоят телевизионные панели, настроенные на волну NHK, и потому наши нарушители, пусть и формально, но принадлежат к числу зрителей канала.
Тем не менее, число неплательщиков по-прежнему остается высоким, и в последнее время руководство корпорации рассматривает возможность крайней меры - обращения к правительству Японии с просьбой сделать плату за просмотр NHK обязательной для всех граждан страны. Однако пока неизвестно, пойдут ли японские власти на такой шаг, который неизбежно вызовет негативную реакцию у местной общественности. Сторонники этих мер ссылаются на положительный опыт другой крупной общественной вещательной корпорации - британской BBC. Она ежегодно собирается со своих клиентов по 145 фунтов стерлингов /чуть более 230 долларов/.
Источник: ТАСС-Телеком
|