На днях исполняется год с момента официального представления проекта «Лыбидь-ТВ». Чего удалось добиться за это время? С какими проблемами пришлось столкнуться?
ProIT не случайно уделяет довольно много внимания перипетиям развития «Лыбидь-ТВ». Сегмент платного телевидения традиционно является одним из самых проблемных для индустрии телевещания. Он страдает от демпинга и недобросовестной конкуренции, его объёмы по-прежнему незначительны и в абсолютных, и в относительных цифрах. Выход на рынок ещё одного игрока воспринимается его участниками либо как новая угроза, либо как появление серьёзного партнера в процессе формирования цивилизованного рынка платного ТВ. Как именно воспринимается тот или иной новичок зависит, в первую очередь, от декларируемой им бизнес-модели и, соответственно, тарифов.
Ещё на подготовительном этапе, который начался в 2011 году, команда «Лыбидь-ТВ» декларировала агрессивные планы. Речь шла о нише малобюджетного предложения для наименее платёжеспособной аудитории, проживающей в небольших населённых пунктах. Дополнительную интригу добавляли слухи об аффилированности нового оператора с гиперагрессивным лидером российского DTH-вещания, компанией «Триколор-ТВ», и даже могущественным»Газпромом».
Реалии украинского рынка телевещания превзошли самые худшие ожидания россиян. Несмотря на то, что официальное представление платформы состоялось 12 декабря прошлого года, к полноценной работе россияне смогли приступить лишь два месяца спустя, в феврале уже этого года. Взволновавшая конкурентов и весь рынок цена пакета программ в 40 гривен за год в действительности оказалась гораздо выше. Желающие подключиться к услугам «Лыбидь-ТВ» столкнулись с необходимость приобретать ресиверы производства «Дженерал сателайт», основного поставщика и, по сути, ключевого участника экосистемы «Триколор-ТВ». При стоимости комплекта оборудования, сопоставимой со стоимостью HD-ресивера, потенциальные абоненты попросту не видели смысла в подобной сделке.
С не меньшими сложностями компания столкнулась при формировании своей программной политики. Украинские реалии требуют наличия на платной спутниковой платформе полного пакета т.н. общенациональных каналов. При этом именно спутниковые платформы, в отличие от кабельных операторов, должны договариваться с медиагруппами о трансляции принадлежащих им телеканалов. В случае с одним из наиболее популярных - «Интером», - менеджмент «Лыбеди» не смог достичь соглашения. В результате ценность платформы в глазах аудитории ещё более снизилась. По мнению главного редактора ресурса «Mediasat» Виталия Мосейчука «изначально была задумка собрать в своем пакете все украинские общенациональные телеканалы и сформировать некое подобие «спутниковой универсальной программной услуги». Фиаско в договоренности с группой компаний «Интер» повлекло за собой переформатирование предложения и переход проекта из разряда низкобюджетных в более дорогие, что снова свело на нет исходный замысел».
На сегодняшний день платформа занимает незначительную долю сегмента платного телевидения с абонентской базой менее 50 тысяч подключений. Версия об участии в проекте российского «Газпрома» и, шире, политической подоплёке не нашла каких-либо подтверждений. Собственно говоря, агрессивное ценовое предложение, которые вызывало нервную реакцию конкурентов, осталось в числе несбывшихся надежд украинских абонентов, а пресловутые 40 гривен в год оказались обычным для коммерческой рекламы лукавством.
Как и было предсказано на этапе запуска, «Лыбидь ТВ» стал ещё одной жертвой той уродливой модели ТВ-рынка, которая доминирует в Украине. Её ключевыми элементами является, с одной стороны, наличие избыточного легального предложения бесплатного и общедоступного контента, а с другой - массовая практика пиратского распространения контента платного. Попросту говоря, основная масса абонентов если и платит, то сущие копейки и только пиратам. Невозможно конкурировать ценой, поскольку у «пиратов» всё равно будет дешевле. В такой среде ценность может представлять только премиальный контент и качество обслуживания и удобство, а это совсем другие деньги, другая ценовая категория и другая ниша. Узкая «вилка» между легально бесплатным контентом с одной стороны и контентом ворованным с другой не оставляет шансов для стратегии дискаунтера.
В 2014 году компания вводит новые условия подключения: к прежним сорока гривнам абонплаты добавляются ещё 92.00 грн за активацию пакета. Фактическое увеличение стоимости подключения означает ещё сильнее уменьшает привлекательность предложения. Приходится констатировать, что компания попала в замкнутый круг. Значимые изменения в её судьбе требуют радикальных изменений правил игры на рынке. Наиболее вероятным представляется запуск медиагруппами HD-вещания своих каналов. Оптимальным для «Лыбидь ТВ», как, впрочем, и для остальных спутниковых платформ, был бы переход всей отрасли на кодирование сигнала. Только в этом случае компания смогла бы реализовать своё главное преимущество: вещание со спутника с хорошим для Украины покрытием. А пока что основным двигателем продаж являются телеканалы «Футбол 1» и «Футбол 2».
Источник: ProIT
|