Верховная Рада подготовила проект постановления, посвященного проверке деятельности единого оператора цифрового телевидения – компании «Зеонбуд». Этим документом, среди прочего, предлагается побудить Генпрокуратуру к проверке законности получения компанией лицензии провайдера цифрового ТВ.
Текст документа был согласован парламентским комитетом по вопросам свободы слова и информации. Его авторами являются: группа депутатов от «Батькивщины» – Елена Кондратюк, Николай Княжицкий и Николай Томенко, от «УДАРа» – Ирина Геращенко и Рустам Раупов, а также внефракционный нардеп Николай Баграев. Теперь постановление должно пройти голосование в сессионном зале.
Документ также предусматривает обращение Верховной Рады в Антимонопольный комитет с просьбой проверить тарифы компании. Кроме того, государственному регулятору в сфере телерадиовещания – Национальному совету по вопросам телевидения и радиовещания, предложат отменить кодирование цифрового сигнала, а Нацкомиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере связи и информатизации (НКРСИ), – проверить качество «цифрового» покрытия, созданного «Зеонбудом».
Данный проект постановления ВР совпал с планами Министерства финансов выбрать в мае этого года нового оператора цифрового телевидения. Об этом говорится в предложениях Минфина в рамках реализации деятельности нового Кабмина (пункт 44), текст которого попал в СМИ в начале марта. Выполнение данного решения ведомство возложило на Нацсовет.
«Зеонбуд» против
По мнению гендиректора «Зеонбуда» Виктора Галича, процедура аннулирования лицензии в любом случае будет незаконной. «Мы уверены: в Кабмине хватит здравого смысла, чтобы эти одиозные предложения Минфина не попали в финальный текст документа. Факт появления такого странного пункта в предложениях Минфина является ярким примером проявления «революционной целесообразности» и правового нигилизма с имеющимися признаками коррупционной составляющей», – отметил Галич в эксклюзивном комментарии для Forbes.
Лицензию «Зеонбуда» действительно очень проблематично аннулировать, подтверждает юрист Юрий Крайняк. «По закону, основанием для аннулирования могут быть только систематические нарушения законодательства о копирайте и защите общественной морали. В то же время лицензии провайдера программной услуги выдаются без конкурса по регистрационному принципу, и действующий закон даже не содержит никаких оснований, по которым Нацсовет мог бы отказать в ее выдаче. Поэтому решение данного вопроса необходимо искать в других плоскостях, а не в законодательстве о телерадиовещании», – считает Крайняк.
Однако законодательная «зацепка», как отмечает юрист, все-таки существует: сама лицензия провайдера программной услуги предоставляет право лишь собрать воедино пакет каналов, которые будут доставляться в дом абонента. «Доставкой сигнала абоненту по кабельной или эфирной телесети занимается оператор сети. И вопросы могут быть именно к деятельности по доставке сигнала, за которую «Зеонбуд» и собирает средства от телеканалов, поскольку для нее нужна отдельная лицензия», – добавил он.
Аннулирование лицензии «Зеонбуда» негативно повлияет на 10 млн телезрителей, которые уже подключили цифровое ТВ, заявляют в пресс-службе компании. Хотя альтернативные исследования приводят другую статистику. «По данным Nielsen, наземной «цифрой» сегодня пользуется 4,5 млн человек. Поэтому сейчас нет адекватного подтверждения данных, озвучиваемых «Зеонбудом», – отметил директор телеканалов М1 и М2 Валентин Коваль.
К тому же, по мнению представителей «Зеонбуда», отмена конкурса грозит срывом международной договоренности – соглашения «Женева-2006», по которому Украина, вместе с 140 другими странами, взяла на себя обязательство перейти на наземную «цифру» до июня 2015 года. «После этого срока те частоты, которые использует аналоговое телевидение, потеряют свой международный правовой статус, и Украина будет обязана отключить аналоговые телевизионные передатчики по всей пограничной зоне. А с учетом того, что только сухопутные границы Украины составляют 5638 км, вы можете оценить размер проблемы, которую получит страна в результате «дельных предложений» от Минфина», – утверждает Галич.
Однако Россия, которая также взяла на себя обязательства по этому же соглашению ввести наземную «цифру», в середине прошлого года отсрочила отключение аналогового телевидения на три года – до 1 июля 2018-го. Аналоговое вещание региональных ТВ-каналов продолжится и после июля 2018 года.
Вместе с тем все эти 2,5 года деятельности «Зеонбуда» оставался открытым вопрос о его собственниках, среди которых назывались фамилии Рината Ахметова, Валерия Хорошковского и Александра Януковича. После того как Валерий Хорошковский сошел с властной орбиты, в качестве совладельца «Зеонбуда» начало фигурировать имя Дмитрия Фирташа. Эти фамилии на прошлой неделе были озвучены Николаем Томенко, главой того самого парламентского комитета по свободе слова, члены которого инициировали проверку цифрового монополиста. В ответ Виктор Галич публично заверил, что ни структуры Рината Ахметова, ни Дмитрия Фирташа, ни Александра Януковича не являются собственниками компании. Но имени конечного владельца он так и не назвал. Пока что из трех вышеперечисленных олигархов от «Зеонбуда» публично «открестилась» корпорация «МАКО» Александра Януковича.
Тарифная эпопея
Параллельно с событиями вокруг лицензии «Зеонбуд» принял решение продлить еще на три года действие скидки в размере 50% – дополнительно к предыдущим скидкам на трансляцию телеканалов в сети, что вызвало недоумение участников рынка. Официальная причина такого альтруизма – желание уменьшить нагрузку на деятельность телекомпаний. Срок действия текущей скидки заканчивался в декабре 2014 года. По новым условиям, компания будет предоставлять ее до конца 2017 года.
Полная стоимость распространения сигнала в сети «Зеонбуд» для общенационального телеканала в SD-формате составляет почти 2,9 млн гривен в месяц, или почти 35 млн гривен в год. С учетом всех скидок сейчас оплата составляет 715 000 гривен в месяц. Для телеканалов, которые получили право вещать в формате НD («Интер», «Тонис», БТБ, «Украина», «Киноточка», «Мега», «Пиксель» и Zoom), стоимость цифрового вещания автоматически возрастает на 20–25%. Но пока что в данном формате в сети «Зеонбуда» вещает только «Тонис» и канал Нацбанка БТБ.
Следовательно, доход провайдера при полном тарифе должен был составлять более 1,1 млрд гривен в год. Тогда как объем рынка телерекламы, по данным Всеукраинской рекламной коалиции, в 2013 году составил 4,4 млрд гривен. То есть, без учета скидок, 32 телеканала ежегодно должны отдавать «Зеонбуду» четверть от тех денег, которые они могут заработать на рынке. Именно поэтому тарифная политика «цифрового» монополиста с самого начала вызвала возмущение ряда телеканалов, которые называли его тарифы завышенными в пять-шесть раз.
Однако среди четырех крупнейших телегрупп (StarLightMedia, Inter Media Group, 1+1 media и Медиа Группа Украина) публичное сопротивление тарифной политике оператора оказывала лишь StarLightMedia (СТБ, ICTV, «Новый канал», М1, М2 и QTV) Виктора Пинчука, долгое время не оплачивая услуги компании. Но после двух лет критики, в ноябре прошлого года, группа все-таки начала оплату. Эту информацию Forbes подтвердил директор телеканалов М1 и М2 Валентин Коваль. Сейчас холдинг платит «Зеонбуду» 1,6 млн гривен за цифровое вещание каждого из четырех телеканалов группы (СТБ, ICTV, «Новый канал» и М1) и еще дополнительно по 900 000 гривен в счет погашения долга, накопленного холдингом за последние два года. Именно из-за существования задолженности группа не получила дополнительной скидки в 50%. «Мы по-прежнему считаем, что нужно ответить на вопрос о качестве покрытия и о формировании тарифов. Когда тарифы будут приведены в соответствие с экономической логикой, мы с радостью примем дополнительную скидку в размере 50%», – отметил Коваль.
Тарифы провайдера не устраивают и ряд региональных вещателей. Как заверили Forbes в «Зеонбуде», их должники – исключительно региональные телекомпании. Причем задолженность приобрела хронический характер: из 128 телекомпаний, транслируемых ныне «Зеонбудом», более четверти не оплачивают трансляцию в полном объеме. Вместе с тем Независимая ассоциация вещателей (НАВ), куда входят региональные телеканалы и StarLightMedia, представляя в судах интересы сразу нескольких местных вещателей, уже два года безуспешно пытается оспорить условия конкурса на региональную «цифру» и тарифы цифрового провайдера.
«Роль «Зеонбуда» заключалась в экономическом давлении, а именно: установлении тарифов, которые в четыре-пять раз превышают себестоимость. Абсолютное большинство региональных телекомпаний неспособно их платить. А скидки лишний раз подтверждают, что компания работает со сверхприбылью, иначе она не могла бы позволить себе такой широкий жест», – отметила руководитель центра законодательных инициатив НАВ Ольга Большакова.
«Зеонбуд», в свою очередь, объясняет неуплату экономическими проблемами владельцев региональных телеканалов. Как выход провайдер предлагает создать из четырех телеканалов для региональных вещателей два общенациональных канала. «Мы предлагаем на частотах этих двух телеканалов предоставить три-четыре часа местным вещателям. Это решит проблемы с должниками», – заявил Галич в комментарии Forbes.
Дорогая «цифра»
Если Минфину удастся аннулировать лицензию «Зеонбуда», то строительство новой сети обойдется государству в 4,5 млрд гривен, заверяет Галич. При этом затраты самого провайдера были втрое меньшими. Сооружение цифровой сети «Зеонбудом» стоило ему в 2010 году 1,5 млрд гривен. Средства были привлечены под гарантии государственного Укрэксимбанка, несмотря на офшорную структуру собственности провайдера.
На строительство сети из четырех мультиплексов (по восемь телеканалов в каждом) в стандарте DVB-T2 (MPEG-4) потребовалось всего девять месяцев, хотя в странах Европы на подобные работы уходили годы. Возможно, такой оперативности удалось достичь благодаря тому, что компания взяла в аренду вышки государственного Концерна радиовещания, радиосвязи и телевидения (РРТ) – радиотрансляционной сети с более чем 560 вышками, 80 телестанциями по всей Украине. Как результат, в цифровой сети ныне вещает 28 общенациональных и еще четыре региональных телекомпании, определенных в августе 2011 года Нацсоветом по ТВ и радиовещанию.
Существующее цифровое покрытие, по данным «Зеонбуда», составляет 95% территории Украины. Тогда как в Независимой ассоциации вещателей убеждены, что зона покрытия гораздо меньше. Соответствующее заявление с критикой монополиста ассоциация распространила 25 марта. Если это несоответствие подтвердит проверка НКРСИ, то позиции компании могут пошатнуться еще сильнее – речь пойдет о невыполнении лицензионных условий по предоставлению доступа к цифровому сигналу на 95% территории страны.
Еще одна парламентская инициатива, прописанная в проекте постановления, касается вопросов декодирования цифрового сигнала. Как уверяют в НАВ, отмена кодирования позволит удешевить цифровые ТВ-тюнеры примерно вдвое, поскольку исчезнет необходимость их переоборудования системой декодирования. Данная инициатива депутатов также на руку владельцам современных телевизоров, которые в подавляющем большинстве имеют способность принимать цифровой сигнал самостоятельно. После отмены кодирования им не придется тратить около 400 гривен на покупку специального декодирующего CAM-модуля.
История повторяется?
Во властных кабинетах желание сменить провайдера цифрового телевидения возникает не впервые. Прежний провайдер цифрового ТВ – компания «Украинские цифровые телесети» (УЦТС) – находился в сфере влияния Виктора Балоги и Эдуарда Прутника. Она получила лицензию в Нацсовете по вопросам ТВ и РВ в январе 2008 года.
В 2010-м, после смены власти и пересмотра состава Нацсовета, в суд был подан иск об отмене лицензии УЦТС из-за невыполнения требований по развитию сети. Судебный процесс завершился лишь в апреле 2013 года поражением УЦТС. Решение об отмене лицензии в октябре подтвердила и апелляция. Трехлетняя судебная тяжба не помешала Нацсовету в декабре 2010-го выдать лицензию «цифрового» провайдера компании «Зеонбуд».
В случае аннулирования лицензии «Зеонбуда» возникает резонный вопрос: кто станет следующим всеукраинским «цифровым» провайдером? Среди возможных кандидатов – государственный Концерн РРТ. Кроме того, подвижки на телевизионном рынке могут актуализировать создание консорциума четырех ведущих телегрупп, о чем говорилось еще в конце 2000-х.
Источник: forbes
|