Продолжение. Начало в предыдущем номере.
В прошлом номере « МС» мы опубликовали интервью с Владимиром Некрасовым, техническим директором компании «Гамма – Консалтинг», рассказавшем читателям о нелегком пути развития компании. В этой части интервью мы расскажем непосредственно о канале «Гамма». Нашими собеседниками были – технический директор компании Некрасов Владимир Владимирович, зам. исполнительного директора по телевизионному вещанию Довгань Александр Николаевич и программный директор Гресик Роман Николаевич
Расскажите о своей производственной базе. Об ее устройстве, на базе какого оборудования и технологий она построена, кто занимался инсталляцией? Внедрялись ли в нее какие – нибудь новшества? Как технически осуществляется съемка, монтаж и выдача в эфир?
Если говорить о структуре телекомпании вообще, то нужно заметить, что придумать что-то новое здесь очень сложно. Она отработана десятилетиями, и менять ее нет никакого смысла. Как и любой другой, наш аппаратно – студийный комплекс (АСК) состоит из традиционных участков: эфирной аппаратной, студии с аппаратно – студийным блоком (АСБ), аппаратной видеомонтажа (АВМ), базы ТЖК и сетевого хозяйства.
Что касается новизны. Развитие телевизионной техники настолько стремительно, что непозволительной роскошью является ориентация даже на сегодняшние технологии, ибо уже завтра они будут безнадежно устаревшими. Поэтому, при проектировании компании мы стремились использовать самые перспективные технологии и оборудование, т.к. надеемся проработать на них не один год. При выборе оборудования мы ориентировались на модели, которые находятся в серийном производстве не более года-двух. Этого времени достаточно, чтобы продукция вышла на стабильный уровень качества и надежности, не успев устареть морально. И, разумеется, использовалось оборудование преимущественно фирм с мировым именем и авторитетом.
Как уже упоминалось в первой части нашей беседы, формирование мультиплекса осуществляется в аппаратной ЦКУ РТ Концерна РРТ, которая расположена на "нулевой" отметке телебашни, на территории Киевского радиотелевизионного передающего центра (КРТПЦ). Там находится стойка с кодерами и мультиплексором, которые формируют пакет программ. Напомню, что в пакет, кроме канала "Гамма", входят каналы UBC, Макси-ТВ и M1.
Собственно сигнал канала "Гамма" формируется в АСК, который расположен на ул. Ванды Василевской, и подается на телецентр в цифровом формате SDI по оптоволоконной линии связи протяженностью 5,5 км.
Эфирная аппаратная в основном построена на оборудовании, произведенном российской компанией "Профитт" (г. Санкт-Петербург) и поставленном в Украину харьковской компанией "Так-Системз".
В ее состав входят 16-канальный цифровой эфирный микшер PDMX-1016, коммутационная матрица SDI+Stereo Audio размером 16х16 каналов, оптические модемы комплекса Proflex для организации входных и выходных линий связи, а также широкополосного IP канала с пропускной способностью 100 Mbit/s для дистанционного контроля и управления оборудованием, расположенным на телецентре (на "нуле" и 200-метровой отметках телебашни).
Кроме формирования программного сигнала, эфирная аппаратная обеспечивает прием и коммутацию сигнала от ЦКУ (перегоны, прямые включения по двум внешним линиям), а также с любого из спутников в диапазоне орбитальных позиций от 10W до 90E, имеющих покрытие на нашей территории. Для этой цели используется поворотная антенна диаметром 2,4 метра и две фиксированных антенны 1,8 м. Одна из фиксированных антенн настроена на спутник NSS-7 (орбитальная позиция 22W), с которого наша служба новостей постоянно, в круглосуточном режиме, получает видеоматериалы агентства Reuters. Вторая настроена на спутник Sirius-4 (4,8E), через который чаще всего организуются перегоны и прямые включения с различных событий.
Также в эфирной аппаратной обеспечивается непрерывный визуальный и инструментальный контроль качества эфира, а также запись и хранение мониторинга в соответствии с требованиями законодательства.
Таким образом, задачи эфирной аппаратной у нас несколько шире традиционных, поскольку функционально она также объединяет в себе спутниковую и центральную (коммутационную) аппаратные.
Собственно вещание осуществляется при помощи профессионального эфирного 4-портового сервера Omneon Spectrum, при этом два порта используются в качестве основного и резервного каналов вещания, а оставшиеся два – для одновременной записи двух внешних сигналов (наземных или спутниковых в любом сочетании).
Оборудование студии и АСБ представлено тремя студийными камерами на базе трехматричных, 2/3-дюймовых камерных головок SONY DXC-D50PH с камерными адаптерами CA-D50 и блоками камерного канала CСU-D50P; цифровым микшером For-A VPS-700 Ginga на 8 SDI входов; 14-канальным звуковым микшером Allen&Heath WZ3; коммутационно – распредели-тельным оборудованием серии IQ фирмы Snell&Wilcox. Студийный свет фирмы ARRI поставлен и установлен киевской компанией Zinteco.
Для выездных съемок в нашем распоряжении 5 ТЖК, которые укомплектованы камерами Panasonic формата Р2 со всеми необходимыми аксессуарами. Смею предположить, что наша компания - чуть ли не единственная в стране, где видеокассета как носитель информации полностью осталась в прошлом. Вся технология собственного производства – исключительно безленточная. Магнитофоны используются только для оцифровки покупных фильмов и архивных материалов, которые, к сожалению, часто попадают к нам еще на ленте.
Для хранения архива и оперативного доступа к нему у нас используется ленточная (стримерная) роботизированная библиотека RLS-8244 фирмы Qualstar, позволяющая одновременно хранить до 32 терабайт видеоматериала (это около 3000 часов в формате DV стандартного разрешения).
Производство собственных программ строится на станциях нелинейного монтажа Edius, объединенных 1GB локальной сетью, которая охватывает все участки компании, имеющие дело с видеоматериалом.
Разработку технологии, проект АСК, монтаж кабельных коммуникаций и наладку оборудования мы сделали самостоятельно.
Подбор и поставку серверного, студийного, съемочного и монтажного оборудования осуществила лучшая, на наш взгляд, в Украине компания–системный интегратор - ООО "Инженер-Сервис", предложившая очень современные, и в то же время оптимальные по стоимости решения.
О планах. В ближайшее время собираемся заняться системой автоматизации всех технологических процессов: подготовки и выпуска в эфир программ, новостей, систематизации и управления архивом. Также на очереди строительство синхронной сети с целью создания зоны уверенного приема на всей территории Киева.
Гамма – первый канал, который начал вещать в цифровом стандарте, что послужило мотивом для принятия такого решения? (А.Н. Довгань)
Мотивы, которыми руководствовались учредители, принимая решение включиться в процесс создания цифрового эфирного телевидения Украины, нам не ведомы, но следует заметить, что решение это было принято весьма своевременно и дальновидно. Дальнейшее развитие событий вокруг эфирной цифры подтвердило правильность этого выбора.
К сожалению, из самого первого состава сотрудников канала уже никого не осталось. Мы пришли на канал, когда уже была получена лицензия, и, таким образом, наша задача состояла в том, чтобы воплотить идею, изложенную в этой гербовой бумаге, в реальность. Нам представляется, что с этой частью задачи мы успешно справились: канал работает, развивается, нарабатывает авторитет, расширяет свою зрительскую аудиторию.
Чем руководствовались, когда создавали канал?
В первую очередь, наверное, создать собственное СМИ и постараться на нем заработать.
Миссия и цели вашего канала?
Развлекать и информировать, а также предоставить зрителю информацию в максимальном объеме, начиная с новостей и заканчивая музыкой. Создаём канал для всей семьи, чтобы телезритель нашел там много интересного для себя.
Хотелось бы услышать, кто ваша аудитория и на кого нацелен канал?
Наша аудитория – мужчины и женщины в возрасте от 18 до 50 лет. В первую очередь – это люди с уровнем достатка средний и выше среднего, у которых есть возможности купить и установить цифровой сет – топ – бокс. Наш зритель имеет определенные технические навыки, образование выше среднего. Раз уж человек пришел к выводу, что его устраивает эфирная цифра либо кабельное цифровое ТВ – он прогрессивен. Канал нацелен на активного и думающего зрителя.
По какому принципу осуществляется наполнение контентом?
(А.Н. Довгань и Р.Н. Гресик)
Есть лицензия на вещание, в одном из приложений которой расписана сетка вещания, распределение по жанрам, вот этого и придерживаемся. Правда есть несколько «но». Времени для размещения рекламы, анонсов и других так называемых жанрово неструктурированных программ (фильмопоказ и т.д.), отведено всего два часа.
В западных странах законодательство не регламентирует то, что должны транслировать телеканалы, оно регулирует то, чего вещатели не должны показывать, в любом случае телеканал самостоятельно наполняет сетку вещания теми или иными программами, не нарушая общей политики государства, а у нас наоборот. То же касается и языка вещания. У нас в лицензии четко прописано, сто процентов вещания на украинском языке, нарушать эту норму мы не имеем права и не нарушаем.
У кого приобретаются права на контент? Как вы строите отношения с правообладателями?
Права приобретаются у дистрибьюторских компаний. Это украинские дистрибьюторы. На сегодняшний день мы пока не работаем напрямую с правообладателями, находящимися за пределами нашей страны.
Что касается собственного производства, чем вы собираетесь радовать своих телезрителей?
(А.Н. Довгань)
Ежедневно выходят 10-ти минутная программа новостей - «Гамма новин». В будущем количество выпусков будем увеличивать.
Еженедельно в эфире выходит программа «Мистер и Миссис С» - передача о скандалах, подобного формата еще не было на территории Украины. Что бы не говорили, а «ТаблоID» на Новом канале появился позже. Мы не претендуем роль первооткрывателей этого формата. Но на нашем канале он «работает» уже более восьми месяцев. Недавно эта программа стала лауреатом международного фестиваля «Золотой Георгий».
Запущен цикл программ «Столичные тайны», высококачественные документальные фильмы, с постановочными элементами, рассказывающие об интересных событиях и фактах 60 – 80 гг. Уже вышли в эфир передачи о фальшивой армии, которая действовала во время Великой Отечественной войны, о «Белом братстве» и технологиях влияния на сознание масс, о кражах в самолетах на территории бывшего СССР. В следующих выпусках зрители также найдут для себя много интересного.
На канале выходят в эфир также интересное кулинарное шоу. Каждая программа - это рассказ о кухне одной из стран мира, с соответствующими декорациями, костюмами, с национальным колоритом, с вкраплениями исторических фактов.
Выпускается программа о житейских ситуациях, помогающая выжить в крупном мегаполисе. К примеру, что делать, если вашу кредитку заблокировал банкомат.
Есть рубрика «Форм’АRТ». Авторское некоммерческое европейское кино, которого нет ни на каком другом канале. У нас присутствует современное украинское кино, хотя сложился такой стереотип, что оно не пользуется спросом, уверены - найдет своего зрителя. Мы хотим, чтобы зритель увидел это. Чтобы он знал, что в Украине была сильная школа научно-популярного и документального кино. Сейчас в разработке еще несколько проектов, одни на стадии проектирования, другие активно снимаются и монтируются.
Как вы собираетесь распределять наполнение канала по времени, что будет в прайм – тайме?
( Р.Н.Гресик)
Будет транслироваться тот продукт, который больше всего интересен зрителю. Трудно точно сказать, что будет в прайм – тайме, но с уверенностью можно сказать, что это будут программы собственного производства, другими словами то, что зритель не сможет найти на других каналах, прочно занявших свою нишу в телепространстве страны.
Канал уже присутствует в кабельных сетях, как вы строите отношения с кабельными операторами? Как вы сделали так, что они захотели вас транслировать?
(А.Н.Довгань)
Мы ведем активные переговоры с кабельными операторами Киева. Как ни парадоксально, но в этом нам помогает Нацрада, а именно решением об адаптации каналов под украинское законодательство. Украинский канал в сети – это скорее «плюс», чем «минус», даже с точки зрения банальной отчетности кабельного оператора перед Нацсоветом. Мы выходим на операторов сами, официально, находим координаты, передаем презентацию канала. После чего, заинтересовавшиеся вещатели звонят, мы встречаемся и обсуждаем условия сотрудничества. Наш канал в Киеве ретранслируют такие кабельные сети: "Информационные технологии", "Центр персональной связи", "Киевские интерактивные технологии", "Киевтелесервис". Также канал «Гамма» представлен в пакете «Познавательный» ООО «Максимум ТВ». Ведутся переговоры с компаниями "УкрТелеБуд", "Опечень", "Вика ТВ". С компанией «Воля Кабель» тоже велись переговоры, но вопрос пока остается открытым до сентября.
На каких условиях вы работаете с кабельными операторами?
Условия очень лояльные для обеих сторон. Сеть платит каналу символическую плату. Все осуществляется на договорной основе.
Собираетесь ли вы в будущем выходить за пределы столицы, то есть вещать через спутник?
Давайте о способе доставки говорить не будем. Это может быть не спутниковое вещание, а скажем – цифровой эфирный мультиплекс. Желание, такое есть, но учитывая наше законодательство и нормативные акты, для этого нужно, как минимум, получить новую лицензию на вещание, а как известно это очень сложно. Но мы работаем над этим.
Планируете ли вы начать трансляцию канала в сети Интернет?
Пока этот сегмент рынка законодательно не урегулирован. Сложно договориться с представителями музыкальных лейблов. Они не хотят продавать права на трансляцию музыкальных композиций в Интернет – эфир, кабель, спутник – да, Интернет – нет, так как ими самостоятельно создаются порталы, откуда желающие могут закачивать музыку и клипы. Следующая причина – дистрибьюторы, покупающие права на территорию Украины, не выкупают у правообладателей права трансляции в Интернете, так как это дополнительные бесприбыльные затраты. Поэтому, когда законодательно вопрос урегулируют, уверен – услуга такая будет обязательно.
Относительно популяризации канала, вы планируете проводить какие то акции, принимать участие в тематических выставках?
Мы принимаем участие в выставках как гости. В будущем – да. Мы будем проводить рекламные акции перед входом в крупные кабельные сети, чтобы зритель знал о нас и о возможности нас смотреть. В начале лета мы начинаем рекламную кампанию, не хотелось много обещать, чтобы в итоге не получились «мыльные пузыри», как у многих компаний. Поэтому стараемся сначала создать достойный контент, а потом уже заявлять о себе. Мы хотим, что бы бренд «Гамма» стал узнаваемым и любимым среди киевлян.
Александр Глущенко, журнал Mediasat
Источник: Телеканал Гамма
|