В нашем футбольном сообществе продолжают обсуждать, кому и на каких условиях должны принадлежать права на показ матчей российской премьер-лиги. Отметим, что дело даже не в том, что отечественный футбол, по мнению руководства телекомпаний, не стоит больших денег. Проблема, скорее, состоит в том, что наш спорт в целом, и «игру номер один» в частности, пока не научились правильно продавать.
Купившая вроде бы эксклюзивные права на показ матчей премьер-лиги «Газпром-медиа» в лице «НТВ-плюс» пытается «отбивать» деньги на перепродаже прав. Делается это, надо сказать, не без успеха: после завершения Евро-2008 права на показ игр российской премьер-лиги купила Sky Italia; заинтересовались нашим футболом и британцы из Sky Sports. Поверить в то, что российский чемпионат нашел зрителя за границей, захотелось после того, как права на трансляцию матчей премьер-лиги приобрел спутниковый телеканал Showtime Arabia, который смотрят не только на Ближнем Востоке, но и в Северной Африке.
И вот, готовясь к сезону-2009, телекомпания «НТВ-плюс» объявила тендер на покупку прав на трансляцию матчей российской футбольной премьер-лиги. Победитель тендера получит право на показ одного матча тура в прямом эфире и еще одного — в записи. Правда, первоочередное право выбора будет принадлежать «Первому каналу». В предыдущие годы канал «Спорт» получал от «НТВ-плюс» право на трансляцию двух матчей в прямом эфире и двух — в записи. «За права мы хотим получить деньги»,— говорят представители «НТВ-плюс», а представители телеканала «Спорт» удивляются: мол, за право показа просят 6 млн долларов (правда, официально никаких цифр никто называть не стал). Есть ли у ВГТРК такие деньги? Или правильнее поставить вопрос по-другому: а не много ли с них стремятся взять? Не идет ли речь об очередной попытке нажиться на болельщиках?
А как в Европе?
Уже много сказано о том, что продажа прав на трансляцию матчей — это значительная часть доходов и любого клуба, и любой лиги в целом. Что касается доходов клубов, то они благодаря ТВ ежегодно увеличиваются на 20% (правда, растут и клубные бюджеты).
Англия
Английская премьер-лига — традиционно один из лидеров по доходам от ТВ-трансляций. Футбольная федерация страны не так давно заключила сделку по продаже прав на телетрансляции с шестью международными агентствами. Стоимость контракта, действие которого начинается с сезона-2009/10 и заключенного на три года,— 24 млн фунтов стерлингов. В результате рост доходов от продажи телевизионных прав составил 300%. Матчей английской лиги на общедоступных телеканалах не найти. Канал BBC, например, вот уже несколько лет имел право лишь на показ фрагментов или лучших эпизодов матчей национального первенства. Только за это за три сезона было уплачено в общей сложности 105 млн фунтов.
Команды же вместе с лигой основные доходы получают от контрактов с платными телеканалами. Так, телекомпания BSkyB подписала соглашение до 2010 года, по которому выплатит лиге 1,7 млрд фунтов. Еще 400 млн лига получит за размещение контента в Интернете и через сотовые телефоны. Отдельно права на показ матчей продавались другим телекомпаниям, которые показывают английский чемпионат за пределами британских островов. В общей сложности игры лиги могут видеть болельщики порядка 200 стран.
Что касается распределения прибыли, то половина равномерно распределяется между всеми 20 командами лиги, а оставшаяся часть выплачивается в зависимости от результатов. Чемпион может рассчитывать как минимум на 50 млн фунтов.
Испания
В Испании продажа прав — дело индивидуальное. Каждый клуб сам договаривается с потенциальными покупателями. Проще всего грандам. Так, мадридский «Реал» подписал семилетний контракт с маркетинговым агентством MediaPro на 1,1 млрд евро. Испанские журналисты подсчитали, что на этом клуб зарабатывает 5 евро в секунду.
У «Барселоны» еще один сезон будет действовать контракт с Television de Catalunya, по которому клуб получает 54 млн евро в год. Продают каталонцы и права на трансляцию отдельных матчей. С этого сезона MediaPro начнет выплачивать клубу сумму, составляющую не менее 750 млн евро, но срок действия контракта не называется (за предыдущие два сезона команда получила от компании 250 млн евро). Разумеется, несмотря на огромные выплаты, самим правообладателям такие сделки выгоды. Так, один только «класико» (то есть, поединок «Реала» и «Барсы») приносит около 15 млн евро. В Испании каждой команде идет около 15% выручки за матч.
Италия
В Италии «большая тройка» продает свои ТВ-права отдельно от всех остальных команд. «Интер» имеет двухгодичный контракт с компанией Mediaset, которая, кстати, принадлежит премьер-министру Италии Сильвио Берлускони. Сумма сделки по продаже прав на показ игр «нерадзурри» в сезонах 2007–2009 годов составила 210 млн евро. «Ювентус» заключил с той же Mediaset сделку стоимостью в 218 млн евро. Забавно, что правительство страны пыталось разобраться в ситуации и даже проводило с федерацией футбола консультации на предмет поиска компромисса, дабы обеспечить такую ситуацию, при которой другие клубы не чувствовали бы себя обиженными. В итоге Совет итальянской лиги большинством голосов проголосовал за введение на Апеннинах «английской модели», так что серия А должна будет вернуться к коллективному принципу реализации прав на трансляции матчей. Результат этого решения, правда, появится не раньше 2010 года, когда начнет действовать новая система распределения доходов: 40% от вырученной суммы будут равномерно поделены между всеми участниками чемпионата; еще 30% собранных денег будут распределены в соответствии с коэффициентами команд, выведенными по результатам нескольких предыдущих сезонов; еще 25% будут распределяться исходя из показателей популярности клубов (они будут определяться путем социологических опросов, которые станут проводить три независимых исследовательских центра); оставшиеся 5% доходов от телевидения поделят пропорционально численности населения городов, команды которых представлены в серии А.
Германия
Немецкие же клубы в ближайшие годы заработают на продаже прав на телетрансляцию 1,6 млрд евро. Начиная с этого года они будут каждый сезон получать 465 млн евро. Лига продолжает сотрудничество с каналами Premiere, ARD, Deutschen Telekom, ZDF and DSF. Новый договор стал рекордным для бундеслиги. Немецкие клубы продают права не по отдельности (как это было раньше), а единым пакетом. Кстати, бундеслига в последние годы может похвастаться тем, что является одной из самых доходных в мире. Команды из Германии не тратят на трансферы гигантских сумм.
Франция
Что касается Франции, то там еще с 2005 года решили перенять британский опыт. Национальная лига и платный канал Canal Plus заключили договор, по которому французские клубы ежегодно получают от телетрансляций 600 млн евро.
Другие страны
У футбольных стран поменьше и цифры другие. Руководство шотландской премьер-лиги заявило о заключении нового соглашения о продаже прав на телетрансляцию с компанией Setanta Sports. Всего по четырехлетнему контракту, который вступит в силу с начала сезона-2010/11, местной премьер-лиге причитается 125 млн фунтов, что является рекордом в истории шотландского футбола. Датской футбольной суперлиге (SAS-лига) продажа прав на трансляцию матчей принесла 209,5 млн долларов. Договор рассчитан на три сезона и вступит в силу с июня 2009 года.
Права на показ матчей чемпионата Украины принадлежат компании Media Sport Promotion, которую покупает проводящая первенство футбольная премьер-лига страны. От продажи прав планируется выручить 7 млн долларов.
Права на телетрансляцию матчей чемпионата Румынии были проданы за 102 млн евро в период с 2008 по 2011 год. Произошло это в ходе аукциона, устроенного румынской лигой. Победителем торгов с участием трех претендентов стал телеканал Antena 1. В результате чемпион Румынии получит от продажи прав на трансляцию 3,4 млн евро, команды из средней части таблицы — по 1,6 млн, а новички — по 800 тысяч. Деньги будут перечислены перед началом очередного чемпионата.
Напомним, четырехлетний контракт с компанией «НТВ-плюс», заключенный в начале 2007 года, принесет российской премьер-лиге в общей сложности только 100 млн долларов.
Источник: БФМ.РУ
|