3 февраля состоялось Общее собрание Ассоциации кабельного телевидения России, на котором с отчетным докладом Правления выступил Президент Ассоциации Юрий Припачкин. В отчетном докладе были подведены итоги прошедшего года и обо-значены направления деятельности АКТР в свете ФЦП «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации (2009-2015)».
В качестве основной задачи Правление выделяет активное участие АКТР в фор-мировании Концепции Федеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации (2009-2015)».
Эта работа завершена – в конце ушедшего года Концепция одобрена, и в ней содержится принципиальная оценка роли кабельного сег-мента отрасли, максимально учтены интересы кабельных операторов. Мнение кабельного сообщества услышано руководством Минкомсвязи, которое отметило позитивную роль кабельной отрасли на российском телерадиовещательном рынке и определило, что будущее этого рынка невозможно без интеграции всех традиционных средств и систем связи. В Концепции отражены многие предложения, внесенные АКТР. Особенно важно, что определен состав обязательного пакета из 8 бесплатных каналов цифрового ТВ.
Фактически утвержден социальный стандарт обслуживания. Все основные каналы будут распространяться операторами на основе коммерческих отношений с эфирными вещателями. В своем выступлении Президент АКТР привел оценки состояния отрасли экспертами АКТР.
Сегодня кабельное бизнес-сообщество насчитывает более 1500 операторов-лицензиатов кабельного телевидения. Почти 90% из них имеют лицензии на оказание нескольких видов услуг, реально работают по моделям double-play и triple-play почти 70% всех операторов.
По оценкам АКТР, охват населения в крупных и средних городах и городских аг-ломерациях платным телевидением всех технологий уже превышает 65%, а через 3–4 года в крупных российских городах у эфирного телевидения может не остаться абонентов, - уже сейчас в Москве, С–Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Перми кабельным телевидением обслуживается от 70 до 98% населения.
Спрос населения на услуги платного телевидения и мультисервисных сетей с 2005 года стабильно рос на 40% в год, такими же высокими темпами росли абонентская база и объем услуг. Объем рынка платного телевидения в 2007 г. в Российской Федерации достиг 650–700 млн. долл., на 20% превысив показатель 2006 г. По прогнозам аналитиков, доходы платных сетей в 2008 г. могут приблизиться к цифре 800 млн. долл.
В то же время на конец 2008 и 2009 год экспертами Ассоциации прогнозируется некоторое снижение темпов роста рынка широкополосного доступа и платного ТВ до 20–35% из-за сокращения капитальных затрат большинством участников рынка. Эксперты АКТР считают, что в 2009 г. крупных сделок в отрасли не предвидится, а возможны лишь альянсы в безденежной форме (предположительно в 1-й половине года).
В стране с населением 142 млн. чел. (около 58 млн. домохозяйств) в настоящее время 36 млн. домохозяйств (примерно 100 млн. населения) уже подключены к кабель-ным сетям или же имеют для этого технические возможности. Около 15 млн. домохо-зяйств имеют абонентские договоры на многопрограммный пакет каналов.
Практически все российские города с населением более 100 тыс.чел. (более 65% населения страны) располагают многоканальными современными кабельными сетями. Проникновение кабельного телевидения в них составляет свыше 50%. Во всех мегаполисах имеются 3–4 крупных кабельных оператора. По нашим сведениям в стране действуют более 7000 компаний кабельного телевидения разного масштаба, из которых 1524 имеют операторские лицензии. Более 220 самых крупных и активных компаний консолидированы в несколько телекоммуникационных холдингов.
Сегодня 7 крупных операторов – Национальные Телекоммуникации (Национальные Кабельные Сети), Система Масс-Медиа (СММ) в составе АФК Система, АКАДО, Связьинвест, ТВТ (Татарстан), ЭР-Телеком, Мультирегион – имеют свои сети КТВ в ряде крупных городов и обслуживают не менее 2/3 всей абонентской базы на сетях КТВ.
Не входящие в холдинги операторы КТВ оказывают, по нашим сведениям, услуги для 5 млн. домохозяйств, подключенных к различным сетям КТВ. В условиях кризиса небольшим операторам трудно войти в состав крупных холдингов потому что крупные игроки сосредоточатся в первую очередь на развитии тех активов, куда они уже вложили деньги, и где у них есть соответствующие интересы. Согласно оценкам экспертов АКТР, к 2015 г. в России из 45 млн. домохозяйств услугами кабельного телевидения будут пользоваться 25 млн. домохозяйств, услугами спутникового телевидения – 15 млн., остальные 5 млн. – услугами цифрового эфирного телевидения, причем, как правило, в пригородах больших городов.
Вместе с тем развитие отрасли продолжается даже в период кризиса. Ряд ком-паний отрасли объявляет о продолжающихся инвестициях. Существенные инвестиции поступают в модернизацию сетей: по оценкам АКТР за последние 3 года они составили около 2 миллиардов долларов. В ближайшее время лидерами процесса консолидации станут компании, обладающие соответствующим финансовым ресурсом. Уровень инве-стиций не снижается, более того, для инвесторов, которые ищут наиболее эффективные и защищенные отрасли, отрасль “цифрового потока” подходит в большей степени, тем более что рынок растет на 30-40% в год, и этот процесс явно не будет замедляться.
Президент АКТР подчеркнул, что на рынке эфирного телевидения сегодня идут неоднозначные процессы. Существующая модель телевизионного рынка, когда все каналы делили рекламу в соответствии с некими рейтингами будет претерпевать изменения. Телекомпании, получившие доступ в социальный пакет, поделят между собой весь объем того рынка рекламы, который обеспечивает существование сегодняшней модели эфирных каналов. Остальные эфирные каналы переходят в разряд кабельных и спутниковых.
Соответственно, изменятся правила их взаимоотношения с рекламодателями и правообладателями. Сегодня существуют две основные модели функционирования оператора многоканального телевидения. Первая – оператор связи, имеющий связную лицензию. Вторая – оператор (агрегатор контента), имеющий лицензию как на услуги связи, так и вещательную лицензию. Каждая из этих моделей имеет свои риски и преимущества, и каждая требует необходимого изменения в законодательстве. Необходимо сначала вы-брать модель рынка, в которой каждый его участник имеет право на свой собственный бизнес. В дальнейшем можно будет описывать и правила игры.
Следующим этапом развития кабельного телевидения, по мнению Правления АКТР, станет переход от традиционного к интерактивному вещанию. Активное развитие нишевых каналов и повышение ARPU абонента за счет интеграции сервисов и внедрения новых услуг также сегодня является определяющей тенденцией на рынке кабельного телевидения. К тому же началось предоставление услуг HD, что является переломным моментом в развитии цифровизации отрасли.
После выхода из кризиса, заявил Президент АКТР, начнется бурный рост ка-бельной индустрии и инвестиций в нее. После того как Ассоциация в тесном контакте со всем кабельным сообществом определит модель функционирования оператора, стоимость всех кабельных операторов существенно вырастет. У кабельной отрасли блестящие перспективы, особенно в условиях перехода на цифровое вещание, и кабельные операторы могут и готовы помочь ему в переводе на цифру города с населением 200+.
|