«Кто там?» - с таким вопросом строгий критик заглядывает за кулисы после спектакля в поисках новых талантов, и, доставая молодых, но подающих надежды артистов, словно фокусник зайцев из цилиндра, представляет их на суд зрителя. «Кто там!» - смотри, зритель, вот тебе новый кумир! Нет. Это не его стиль, и не его подход к работе. В программе «Кто там…», выходящей вот уже десятый сезон на телеканале «Культура», зрителю предлагается вступить в диалог с новым поколением в искусстве, увидеть, узнать, а может и полюбить тех, кто воплощает собой мир театра и кино сегодня. «Звезды и те, кто ими станет завтра» - здесь нет места статике, и молодые герои, и заслуженные мэтры рассказывают о том, чем дышат сегодня. «Кто там…». Вадим Верник выбрал многоточие. Ведь за многоточием скрывается будущее.
10 лет – уникальный возраст для одного телепроекта. При этом он существует против всех правил, принятых негласно на большинстве каналов – снимать только медийные лица, не пускать чужаков. Почему Вы отказались от привычного формата «интервью со звездой», а рискнули поставить на «темных лошадок» - восходящих, часто еще не известных широкому зрителю артистов?
- До программы «Кто там…» я делал проект на российском канале, который назывался «Субботний вечер со звездой». Это были полуторочасовые передачи, выходившие раз в месяц. Я снимал звезд первой величины – нашими героями были Майя Плисецкая, Мстислав Ростропович и Галина Вишневская, Вячеслав Полунин, Александр Калягин, Олег Табаков, Пеле даже был, хотя к футболу я никакого отношения не имею. Мы снимали во Франции, Америке, Шотландии, Финляндии. Как сказала мне Инна Чурикова, с которой мы тоже делали выпуск: «Хорошо ты живешь – месяц со мной, месяц с Плисецкой, месяц с Ростроповичем». Это было очень интересное время и, конечно, потрясающий опыт. Но в какой-то момент мне стало скучно. У этих замечательных людей уже есть ответы на все вопросы, они дали уже сотни интервью, и лучшее, что ты можешь – добавить какую-то новую черту к уже известному портрету. Мне же хотелось каких-то открытий, новых эмоций. Когда возник канал «Культура» я предложил проект программы «Кто там…», в которой зритель мог бы видеть молодых артистов, тех, кто только делает первые шаги в профессии, но уже добился первых ярких успехов. Я закончил театроведческий факультет ГИТИСа, всегда любил театр, и я видел талантливых молодых актеров, о которых реально хотелось рассказать. Вы правильно сказали, существует некий замкнутый круг – для того, чтобы человека пригласили на эфир, рассказали о его творчестве, он должен быть известен, а известность приобретается во многом благодаря телевидению. Медийные законы часто не поддаются логике.
Как Вам удается столько лет удерживать зрительское внимание?
- Мы не стоим на месте, программа видоизменялась с течением времени. Вначале я хотел делать сюжеты о молодых и ярких личностях в разных областях искусства. Меня интересовало новое поколение, и в первое время героями одной передачи могли стать художник по фарфору, драматический актер и артист цирка. Потом я понял, что концепцию надо чуть-чуть поменять. Мне стало интересно привлекать в программу людей, скажем так, старшего поколения, которые бы рассказывали о начале пути. Кто только не побывал в нашей программе – Янковский, Чурикова, Караченцов, Доронина. И в тех же выпусках были молодые. Постепенно мы практически полностью переориентироались на визуальные виды искусства. Потом прошло еще какое-то время, и я понял, что сегодня интересно делать программу как телевизионный журнал. Многие из тех, кого мы снимали в начале пути, сегодня стали звездами, популярными артистами. Хотелось к ним возвращаться, рассказывать, чем они живут сегодня, что происходит, что в человеке изменилось. Кроме того, сейчас трудно проводить разделение по поколениям, говоря «молодой» я имею в виду не столько возраст, сколько какую-то внутреннюю установку на творчество, стремление к росту, устремленность в будущее
Таким образом, появление одного человека в программе несколько раз не является следствием нехватки лиц, героев?
- Ни в коем случае. Это говорит лишь о его яркой насыщенной творческой жизни. Мне интересны визуальные виды искусства, поэтому нашими героями становятся актеры, режиссеры, редко – музыканты. Я очень люблю балет, и всегда с удовольствием готовлю сюжеты об артистах балета. Я люблю парадоксы, мне интересны какие-то детали, ракурсы, которые позволяют по-новому раскрыть человека. Вот, например, недавно мы снимали в Питере оперного певца Евгения Никитина. Он поет все ведущие партии в Мариинском театре, любимиц Гергиева, считается одним из лучших исполнителей Варгнера. А при этом он рокер, пишет музыку и стихи, у него своя группа, которая играет тяжелый рок. Он весь в татуировках. И вот он на сцене и за кулисами – два абсолютно разных образа. Показать неординарную личность на ярких контрастах - это очень эффектно и интересно.
Часто журналистов бросает из крайности в крайность – либо ни слова о личном, только профессиональный разговор, либо только «жены-дети-белье». Как правильно найти ту грань, которая отделяет «творческий портрет» от банального «в гости к звезде»?
- Я затрагиваю какие-то личные темы, стараюсь, чтобы в сюжете проступал не просто персонаж, а человек. Но есть какая-то грань, которую я ни за что не перейду в разговоре, может быть поэтому герои мне доверяют и идут на откровенные признания, которые в других местах с другими журналистами не допустят. Что же касается съемок – да, я всегда внимательно отношусь к интерьерам, они могут рассказать о героях порой больше, чем часовой разговор. Каждый сюжет должен быть цельным, сейчас я даже стал придумывать им отдельные названия, наподобие мини-фильмов. После выхода сюжета про братьев Чадовых мне позвонил режиссер Николай Лебедев и сказал, что получилось почти документального кино. Мне такой отзыв очень приятен. Телевидение – это экшн, картинка, эмоции, я стараюсь, чтобы монтаж был максимально динамичен. Я убежден, что в жанре интервью журналист раскрывается через героя, а не через обилие собственных крупных планов в кадре. Сама беседа длится в среднем около полутора часов, потом из этого материала монтируется 10-ти минутный сюжет. Я показываю зрителю, как я сам чувствую человека, но никогда не ставлю точку в конце, не навязываю, оставляю многоточие. Важно, чтобы у зрителя возникла какая-то эмоция. Создать портрет человека, вот что самое главное, это моя задача.
Вы сами монтируете программу, приглашаете гостей?
- Я все стараюсь делать и определять сам, от выбора героя, до ракурса съемки и монтажа. У нас замечательная команда – режиссер Сергей Черемхин и оператор Вячеслав Гусев, с которыми работаем давно и уже понимаем друг друга с полуслова. Видимо это осталось еще со времен газетной практики. Обычно на телевидении принято, что приглашениями занимается гостевой редактор. Но я сам звоню и договариваюсь об интервью, не только с известными актерами, но и с начинающими, так как я понимаю, что уже в этот момент начинается работа, я уже начинаю рисовать для себя психологический портрет героя. Кроме того, когда ты сам за все отвечаешь – все удачи и провалы тоже твои. Вот у меня был случай один: я позвонил с предложением сделать сюжет актеру ТЮЗа Эдуарду Трухменеву. Я видел его в работе, у него сейчас расцвет, он играет главные роли в в «Трамвае «Желание» и «Роберто Зукко». И вот я ему позвонил, а он наотрез отказался, сказав, что есть люди, талантливее, чем он. Ну не надо, так не надо. Я положил трубку, но меня этот короткий разговор очень задел и не оставлял в покое. И вот через несколько часов я не выдержал и перезвонил. Зачем? Я сам не понимал, зачем было ломиться в закрытую дверь… Но перезвонил, сказал, что мне понравилась его реакция, и я все-таки хотел еще раз предложить встретиться, что может получиться интересный разговор. В ответ я слышу: «С удовольствием. Где и когда Вам удобно встретиться?». Понимаете? Мы оба повели себя против всех правил и законов, и за эти несколько часов и у него и у меня шла какая-то внутренняя работа. В итоге у нас получился замечательный разговор, один из лучших сюжетов. А ведь вероятность, что я перезвоню, мы договоримся, была даже не один процент из ста, а 0,00001%. И я еще раз для себя понял, что никогда нельзя хлопать дверью. А отступиться, развести руками и пройти мимо – проще всего.
Тонкая интуиция и умение распознать талант – золотые качества для успешного продюсера. У Вас не было желания или предложений попробовать себя в этом качестве?
- Да, я думал об этом, и какие-то соблазны неоднократно возникали. Но пока я занимаюсь только собственным проектом, выстраивая взаимоотношения с героями в рамках создания авторской программы. Я не из тех людей, которые ищут огромное количество точек приложения своих способностей. Несмотря на то, что сейчас я веду еще две программы на радио, львиную долю времени занимает телевизионная работа. Возможно, мне было бы интересно попробовать себя в продюсировании, но пока во мне не исчерпалось желание делать то, что я делаю. У меня есть целевая аудитория, которой это интересно, с которой я на одной волне.
У Вас за плечами многолетний опыт и сотни интервью, не возникает желания издать книгу, выпустить лучшие беседы на DVD?
- Такое желание есть, и даже договоренность с одним издательством есть, но пока руки не доходят. Мне очень интересно делать программу и я отношусь к этому очень ответственно, не спустя рукава.
Беседовала Виктория Мерзлякова - www.ostankino.ru
Источник: OVideo
|