На пятницу, 5 декабря, запланирован старт общенациональной рекламной кампании оператора платного спутникового телевидения «НТВ+» с новым «антикризисным», как его называют в компании, пакетом «НТВ+ Украина». В столичном метро кампания стартовала еще в 20-х числах ноября, а вот до регионов докатится лишь к концу недели. Правда, телевидение и наружка останутся без дополнительного заработка, так как, по словам генерального директора «НТВ+ Украина» Игоря Давыденко, продвигать новый пакет компания планирует с помощью прессы, радио и интернет.
Хоть в компании и заявляют, что давить на остальных операторов платного спутникового телевидения новым пакетом никто не собирается, однако же его появление может серьезно повлиять на расстановку сил на рынке, а главное – на тарифную политику операторов, как в свое время повлиял выход на рынок мобильной связи компаний «Астелит» (ТМ life:)) и «Украинские Радиосистемы» (ТМ Beeline).
Кратко о рынке
Спутниковым телевидением сегодня в Украине пользуются около 1,2 млн. домохозяйств, что составляет 8% от общего количества домохозяйств, имеющих телевизор. Из них большая часть (90-97%, более точные цифры назвать невозможно, так как операторы пока не раскрывают данные о количестве подключенных абонентов) принимают лишь те, каналы, которые находятся в открытом доступе (FTA-каналы).
Кроме «НТВ+ Украина», собственные DTH-платформы запустили в этом году сразу две компании: Vision TV и «Поверхность ТВ». Платное ТВ в спутниковом диапазоне посредством системы МИТРИС также предоставляют компании MediaMax (Львовская обл.) и «Максимум ТВ» (имеющая лицензию на 12 регионов). По прогнозам некоторых экспертов, кабельное телевидение завоюет ко времени перехода нашей страны на цифровое эфирное телевидение (2015 г.) более 50% домохозяйств. Однако насколько быстро это произойдет, зависит от скорости построения кабельных сетей. Спутниковое ТВ может занять 20-25% рынка в ближайшие 5 лет из-за того, что кабельщики будут долго строить свои сети. Особенно учитывая их (кабельщиков) перманентное противостояние с Национальным советом по вопросам телевидения и радиовещания то из-за порядка конвертации каналов в кабельной сети, то из-за существования «универсальной услуги», то из-за адаптации телеканалов к условиям отечественного законодательства. Такие прогнозы основаны на опыте стран Центральной Европы, где проникновение спутникового телевидения в среднем уже сейчас составляет около 16%.
Кратко о предлагаемых услугах
Чтобы стать абонентом спутникового оператора нужно, прежде всего, приобрести необходимое оборудование и активировать карточки доступа. «Поверхность» предлагает единственный пакет, месячная стоимость которого составляет 120 грн. Основной акцент компания делает на своих спортивных телеканалах, подчеркивая тот факт, что права на трансляцию матчей Лиги Чемпионов и Кубка УЕФА на следующие 4 года получила недавно именно она.
Vision TV предлагает 3 разных пакета в зависимости от запросов абонента. Месячная стоимость базового («Семейного») пакета составляет 48 грн., хоть имеются и подороже (за 85 и 135 грн./мес.). Компания также делает ставки на собственные телеканалы, а также на каналы, специализирующиеся на трансляции фильмов.
«НТВ+ Украина» предлагает в общей сложности 25 тарифных планов стоимостью 127-1500 руб./мес. (тарифы привязаны к рублю, по нынешнему курсу НБУ 33-397 грн./мес.). Именно самый дешевый пакет, который был запущен во второй половине ноября, и должен вызвать интерес, как потребителей, так и конкурентов.
По словам руководителя аналитического отдела специализированного журнала MediaSat Александра Глущенко, «преимущество «НТВ+ Украина» в данном случае в том, что для подключения к Vision TV и к «Поверхности» клиенту придется покупать предоставляемый только этими компаниями ресивер, что вряд ли найдет поддержку среди людей, которые уже пользуются услугами спутникового телевидения на бесплатной основе. В то же время для подключения к «НТВ» достаточно лишь купить соответственную карточку и настроить антенну на спутник Eutelsat W4».
«Для других игроков рынка, этот пакет действительно может быть ударом, так как при их ценовой политике они до сих пор так и не набрали ту абонентскую базу, на которую рассчитывали при запуске услуги. А все разговоры о том, что украинского рынка DTH-ТВ еще фактически нет, не соответствуют действительности: он существует уже 11 лет», - говорит Игорь Давыденко. По его, люди готовы платить за интересные им телеканалы, ведь как иначе объяснить 3,5 млн. домохазяйств, которые пользуются услугами кабельных операторов. «Но если кабельщики более ориентированы на большие города, то спутниковые операторы больше нацелены на те населенные пункты, которые кабельщикам неинтересны, то есть села, котеджные поселки и поселки городского типа. Конечно, в момент кризиса продажи спутникового оборудования упадут, но это – общая тенденция, ведь и у кабельщиков сейчас проблемы с абонентской задолженностью, и у дистрибуторов, представляющих иностранные каналы в Украине», - отмечает он.
Оксана Ферчук, генеральный директор компании Vision TV признает, что «предложение является достаточно интересным», однако считает, что говорить о его возможном будущем успехе пока слишком рано. «Глобально этот рынок ничем не отличается от других. В любом случае, приходя с любым сервисом на рынок, если есть возможность не идти сразу в более демократичный слой населения, а начинать сверху, медленно забирая весь сегмент, то любой игрок на рынке так будет действовать. Поменять такую стратегию может приход конкурента, который будет бороться с твоими методами проникновения в сегмент очень дешевым предложением, которое должно привлечь большое количество населения. Это абсолютно нормальная ситуация.
Но на несформировавшемся рынке эффективность такого хода вызывает сомнения. Ведь, чтобы предложить что-либо дешевое, нужно чтобы рынок уже имел определенные правила игры, и привык к другим ценам. По большому же счету украинского рынка платного телевидения еще нет. Сейчас любые цифры, которые мы заявляем, для рядового человека не являются граничными, он их скорее воспринимает как норму. Вот какую цифру не заяви, если ее хорошо прорекламировать, люди будут воспринимать ее как норму. Поэтому я не верю, что они взорвут рынок. Здесь нудно учитывать еще одну составляющую: для того, чтобы быть эффективным, нужно не только предложить хороший продукт, нужно еще уметь его хорошо продать. Нужно иметь налаженную сеть дистрибуции, партнеров и дилеров. Если же нет такой хорошо налаженной структуры, то любые деньги, потраченные на рекламу, не приведут к желаемому результату», - рассказывает Оксана Ферчук.
|