Существуют десятки национальных моделей общественного телевидения, но у всех них есть две общие черты. Во-первых, законодательство исключает коммерциализацию общественного телевидения. Во-вторых, вещание контролирует специальный выборный орган. Вот три примера организации такого вещания
BBC (Би-би-си), Великобритания
Первая в мире компания общественного вещания. Учреждена в 1925 году специальной королевской хартией.
Управление
Совет управляющих (BBC Trust) следит за качеством и беспристрастностью подачи информации, выбирает генерального директора. Управляющие назначаются королевой.
Финансы
80% средств корпорации — лицензионная плата всех владельцев теле— и радиоприемников в стране (чуть больше 100 фунтов в год). Остальные деньги поступают от продаж телепрограмм и телефильмов другим вещателям. Реклама и спонсорство запрещены.
Каналы и программы
8 национальных телеканалов, 10 национальных и множество региональных радиостанций. Главный канал — BBC One, его аудитория оценивается в 28% телезрителей Великобритании.
Больше трети программ Би-би-си — новости и аналитика. Существует свод правил, где прописано, что программы должны быть беспристрастными, справедливыми и отражать все точки зрения.
PBS, США
В США никогда не было государственного телевидения, поэтому общественное вещание появилось в противовес коммерческому в 1953 году. Основа — больше 350 региональных станций, которые объединены в общенациональную сеть PBS.
Управление
Лицензии станций принадлежат некоммерческим организациям. На местном уровне каждый может стать членом такой организации и влиять на политику станции. Для этого нужно лишь оказывать материальную помощь, причем не обязательно деньгами — это может быть волонтерство.
Общие вопросы PBS решает совет директоров: 35 человек избираются на годовом собрании представителей всех телестанций.
Финансы
Некоммерческие организации оплачивают четверть производства. Остальные деньги поступают за счет грантов, ассигнований федерального и местного правительства, спонсорства. Совокупный бюджет общественного телевидения в США превышает $2 млрд.
Каналы и программы
Декларируемая цель общественных вещателей США — образование населения. На практике кроме образовательных и детских здесь очень много информационных и новостных передач. Например, вечерняя сетка нью-йоркского канала Thirteen включает получасовые мировые новости (в шесть часов вечера), затем полчаса бизнес-новостей, затем «Час новостей с Джимом Лерером» (транслируется на все станции PBS), затем получасовая аналитическая программа.
C-SPAN, США
Телекомпания, специально созданная для освещения деятельности властей. Организована четырьмя крупнейшими кабельными сетями в 1979 году. Еженедельная аудитория — около 30 млн человек.
Управление
Формально компания является частной (но не коммерческой), поэтому управляется советом директоров, состоящим из профессионалов.
Финансы
Существует за счет абонентской платы за кабельное ТВ. Аналогичный канал в России может стоить около $5 млн в год.
Каналы и программы
C-SPAN транслирует заседания палаты представителей и сената, слушания в конгрессе (например, именно C-SPAN в прямом эфире транслировал слушания «Комиссии 9/11»), брифинги в Белом доме, съезды партий. Есть тематические проекты: передачи о политике, правосудии, общественной жизни, которые идут с участием экспертов.
Источник: Эксперт
|