Работать на телевидении мечтают многие. Правда, мало кто представляет, насколько на самом деле тяжел труд телевизионщика. Найти и удержать таких людей, которые действительно «болеют» телевидением – задача не из простых. Как решают проблему подбора персонала на Первом канале, и какие коррективы вносит в этот процесс финансовый кризис - портал MediaJOBS.RU задает вопросы Елене Афанасьевой, директору дирекции креативного планирования и интернет-вещания Первого канала.
Елена, какое отношение дирекция креативного планирования имеет к подбору персонала? Самое прямое. На Первом канале подбор персонала относится именно к моей дирекции, потому что мы считаем, что телевидение вещь творческая. Мы ищем идеи, а потом уже людей под их реализацию. Мы подбираем и креативных специалистов, и технических, и, когда потребовалось, даже гардеробщиц, но это, конечно, «побочный продукт».
Направление, которое занимается массовым рекрутингом, мы создали полтора года назад, потому что такого отдела на Первом канале не было. И складывалась парадоксальная ситуация, когда канал задыхался без притока талантливых профессионалов, что называется, «среднего звена», а эти профессионалы отчего-то были уверены, что «на Первый без связей или денег не попасть!».
Попасть! Еще как попасть! Есть сайт Первого канала, на нем есть раздел «Работа», анкету в котором может заполнить любой желающий работать на Первом. Эти анкеты каждый день читает руководитель отдела подбора персонала Надежда Севастьянова. В самом начале этого эксперимента все анкеты смотрела и я, но теперь объем такой, что успеваю просмотреть только уже отобранное. С каждым, даже самым смешным резюме, работают наши сотрудники. Потому что телевидение, особенно наш канал - это работа для людей по-хорошему сумасшедших. И мы очень часто делаем выбор в пользу человека, который приходит без нормального резюме, но горящими глазами, чем с чистеньким грамотным резюме, но с холодным носом. У нас не выживают правильные, которые слишком хорошо знают себе цену. Для профессионалов Первый канал – это канал мечты! Чтобы работать на Первом, надо дико этого хотеть, тогда все получится. У нас есть замечательный пример. Двадцатилетний юноша из Кемерово Иван Прозоров прислал на сайт свое резюме, диск, а через месяц уже работал в дирекции информационных программ Первого канала, в программе «Время». В это можно не верить, но это так. Ничего невозможного нет!
Так же как Иван, через сайт, просто заполнив анкету, нашли работу на нашем канале десятки людей. Но до момента, когда их анкета оказалась в нашей базе данныхй, каждый из них прошел большой путь и стал настоящим профессионалом. Естественно, существует и точечный подбор даже не «персонала», а «звезд» на том уровне, где уже не обойтись массовым рекрутингом. Телевидение - вещь штучная и делается вручную.
Ваша оценка ситуации на рынке медиа, которая возникла в связи с кризисом. Как, по-Вашему, она отразится на кадровой сфере? В последнее время я часто вспоминаю фразу, которую любил повторять Джон Кеннеди, что слово «кризис», написанное по-китайски, состоит из двух иероглифов: один – «опасность», второй – «благоприятная возможность». Cейчас вся сфера медиа, и особенно медиа-рекрутинг, находятся между двумя этими определениями. С одной стороны, кризис, естественно, вызовет какие-то болезненные процессы, с другой стороны, он дает благоприятные возможности.
Телевидение - как раз та структура, куда и во время кризиса 90-х годов пришло огромное количество новых людей, включая всех нынешних руководителей каналов. Все новое телевидение выросло на том сломе, потому что тогда пришли молодые люди с другими мозгами, которые не могли бы пробиться во времена старой советской системы.
Кризис - это ситуация, когда тектонические плиты устоявшегося расходятся. И если раньше вы не могли пролезть в среду, например, производителей сериалов, то сейчас, когда эти гиганты дрогнули, у вас появился шанс пробиться сквозь асфальт.
Хотелось бы подробнее остановиться на теме соответствия зарплат и профессионального уровня. Многие сейчас отмечают, что рынок зарплат в последние годы был существенно перегрет…
То, что произошло в медийной сфере, это отражение всей лопнувшей экономики большого «мыльного пузыря». На телевидении реклама росла галопирующими темпами, не было нигде в мире такого роста, но стоимость контента росла еще быстрее. А в стоимости контента львиную долю занимала оплата труда. И она росла так, что объяснить логически это невозможно.
В медийной сфере шел еще и второй процесс, «нишевизация», рост числа каналов. Естественно, все создающиеся каналы требуют профессионалов. Нишевые каналы имеют стартовый капитал, и на эти деньги начинают массово перекупать сотрудников всех уровней. Идет очень резкое повышение цен по рынку. Люди перестают адекватно оценивать, сколько они стоят на этом рынке. Диспропорции создаются чудовищные, объяснить их логикой невозможно. Суперпрофессиональные редакторы лучших рейтинговых проектов получают намного меньше, чем люди, которые только пришли в профессию, мало что умеют, но, развращенные ставками в компаниях, существовавших вне экономической логики, требуют себе неоправданно высоких зарплат. И мы с этим сталкиваемся каждый день. Точнее, сталкивались до кризиса. Надеюсь, теперь это останется в прошлом.
Что касается завышенных амбиций иных звезд и представителей ряда профессий - об этом говорят не только производители кино и сериалов, а производители всего телевизионного контента. У нас нет ни одного актера, чье появление в сериале или фильме повысило бы рейтинг и долю этого продукта хотя бы на один пункт. Нет ни одного ведущего, чье появление в кадре было бы оправданно задачей повышения рейтинга проекта, и, соответственно, его рекламной отдачей. Классический пример последнего сезона - Галкин и Заворотнюк. Изменило их появление в качестве ведущих ледовых шоу конкурирующих каналов соотношение рейтингов этих проектов? Не изменило! Перекупайте, не перекупайте, платите миллионы, не платите…
Какие перемены сегодня происходят на Первом канале в связи с кризисной ситуацией? Можно ли говорить о каких-либо сокращениях зарплат? На сегодняшний момент (вторая половина ноября) на Первом канале сокращения штата и понижения уровня зарплаты нет! Я веду программу о телевидении на «Эхе Москвы», куда приходят руководители других каналов. До и после эфира, общаясь с коллегами, я понимаю, что никто из них не верит, что на Первом сокращений нет. В прошлом году у нас были повышены зарплаты до адекватного на нашем рынке уровня, чтобы профессионалы не уходили на тот же канал НТВ, который платил в 3 раза больше. Произошло это только с прошлого сентября, была предусмотрена 40%-ная премия на усмотрение руководителей. Так вот, пока даже бонусные части премиальные не отменялись.
Такое положение дел я могу объяснить двумя факторами. Во-первых, Первый канал был и остается лидером, и рекламное падение нас касается чуть в меньшей степени, чем остальных. Когда рекламодатели думают, на что потратить свой рекламный бюджет в условиях кризиса, они выбирают гарантированный результат, а Первый канал результат гарантирует. Во-вторых, Первый канал всегда жил только на заработанное в отличие от многих наших конкурентов, которые излишне шиковали в эти, как они сами говорили, «жирные» годы, позволяли себе экономически неоправданные расходы. Мы всегда честно зарабатывали и всегда тратили деньги достаточно аккуратно. И теперь не приходится падать с заоблачных высот.
Каких специалистов сегодня не хватает на телевидении? Какие специальности, по-Вашему, будут востребованы, независимо от кризиса? Нужны люди с творческими мозгами, которые понимают современные технологии. Телевидение – это дикая смесь технологий и творчества, и одно без другого невозможно! Работающие здесь одновременно должны быть и технарями, и творческими людьми. Психологи вам скажут, что такое сочетание практически не встречается, но мы без таких людей не можем, и именно таких ищем!
Mediajobs.ru
Источник: OVideo
|