Один из крупнейших медиахолдингов России может осенью сменить владельца. По данным Slon.ru, нынешний хозяин "Проф-Медиа", "Интеррос" Владимира Потанина, заложил 100% своей медиаимперии и, возможно, не станет ее выкупать. Произошло это еще в ноябре 2008 года, когда "Интерросу" пришлось довнести в ВТБ в качестве обеспечения по кредиту другие активы. "Интеррос", как рассказывает источник в ВТБ, взял взаймы еще денег, и вместе с 20% акций "Росбанка" и 18% "Норильского никеля" у ВТБ в обмен на сумму, не превышающую $800 млн, оказался крупный медиаактив.
В "Интерросе", самой "Проф-медиа" и пресс-службе ВТБ информацию о залоге официально не подтверждают. Впрочем, член правления "Интерроса" Лариса Зелькова информацию и не опровергла. Максим Лунев, начальник управления общественных связей ВТБ, уточнил, что речь идет о "конфиденциальной информации, если клиент захочет – он сам расскажет". Исполнительный вице-президент "Проф-Медиа" Юлия Соловьева считает, что "история залога – это история наших владельцев, а не "Проф-Медиа". Никто из источников Slon.ru не смог уточнить, какова будет дальнейшая судьба холдинга. Лишь один – из конкурирующей компании, но осведомленный о положении в "Проф-Медиа" – предположил, что выкуплен залог не будет.
ОТДАВАЙ, ПОДЕШЕВЕЛО
Трудно сказать, стоит ли "Проф-Медиа" таких денег. Но теперь с оценкой активов сложности возникают постоянно. Год назад инвестиционные аналитики оценивали холдинг в $2 – 2,5 млрд. Финансовый итог за 2008 г. холдинг пока не подвел. Комбинированная выручка "Проф-Медиа" в 2007 года составила около $480 млн, а рентабельность его неизвестна.
Но владельцы и не ставили перед холдингом и входящими в него компаниями цель обязательно получать прибыль. В последние предкризисные годы "Проф-Медиа" приобретала активы, запускала новые телеканалы. При этом главной целью было увеличение размеров холдинга. По словам одного из бывших гендиректоров компании B2BMedia, до декабря 2008 года входившей в состав холдинга, перед ним ставилась задача запускать по 2 – 3 журнала в год, при этом сама компания должна была оставаться "планово убыточной" до 2012 года.
По итогам скупки активов ("с нуля" компания запустила только канал "2x2") под крышей "Проф-Медиа" оказались несколько телеканалов, ИД "Афиша", ВКПМ (радиостанции "Авторадио", "Юмор FM"), Rambler и много чего еще. Способность многих из них приносить прибыль в обозримом будущем вызывает сомнения у конкурентов и экспертов. Rambler уже осенью столкнулся с 30%-ным падением доходов от рекламы, телеканал "2x2" находится еще в стадии стартапа, а MTV эксперты относят к числу наиболее уязвимых на телевидении рекламоносителей.
СТРАТЕГИЯ ПАДЕНИЯ
Случись кризис годом позже "Проф-Медиа", возможно успела бы выйти, как и планировала, на рынок (IPO планировалось сначала на 2008, потом было перенесено на вторую половину 2009 года). Но, как и многих крупных бизнесменов, скупавших в последние годы компании пачками, кризис застал владельца "Проф-Медиа" на взлете.
Осенью 2008 года "Интерросу" срочно потребовались деньги, чтобы внести их в обеспечение ранее взятых кредитов – старый залог обесценился из-за падения фондового рынка. В конце августа – сентябре Владимир Потанин трижды встречался с Дмитрием Медведевым и один раз с Владимиром Путиным. Но бесплатной помощи не получил. Пришлось вносить в ВТБ новый залог. В результате этих операций и получилось, что "Проф-Медиа", скупленная непосильным трудом за огромные деньги, стоит всего около $800 млн. И ВТБ не считает при этом, что ему повезло. Источник в банке затруднился сказать, что ВТБ будет делать с активами, если "Интеррос" их не выкупит.
Комментарий:
"Ценность в "Проф-Медиа" представляют только интернет-активы, а они находится не в лучшем положении", - Кегелес, Brieftouch
Инвесторам на медиарынке сейчас интересны две вещи: либо интернет-активы, либо политические (ресурс влияния в России – традиционно ценный). На мой взгляд, какую-то ценность в "Проф-Медиа" представляют только интернет-активы, а они находится не в лучшем положении. "Рамблер" неизменно теряет долю рынка.
Сейчас, с приходом нового гендиректора Турищевой (бывший директор венчурных бизнесов "Вымпелкома" Ольга Турищева назначена на этот пост в апреле), ситуация может измениться, но говорить об этом пока рано.
Что касается других активов "Проф-Медиа", то нынешняя конъюнктура, когда перспективы этих секторов вообще непонятны, не позволяет рассматривать прессу или радио как интересный объект для покупки. А если говорить о ТВ-сегменте, то покупать телеканалы, особенно такие разлекательные, как у ПМ, сейчас никто не будет: денег не приносят, а политически использовать нельзя.
Думаю, проблема "Проф-Медиа" в том, что у них нет ни одного актива, который бы находился в гениальном, по сравнению с остальным рынком, состоянии.
Источник: OnAir.RU
|