Сегодняшний день можно смело назвать последним в эре аналогового телевидения США. С 12 июня страна полностью переходит на цифровое эфирное вещание. В Украине до цифры осталось еще шесть лет, но старт уже взят, несмотря на неспособность чиновников как поделить зоны ответственности в процессе перехода на цифру, так и определиться, во сколько же это все обойдется.
В июле 2015 г., согласно взятым на себя обязательствам соглашения «Женева — 2006», наша страна должна так же, как и США сегодня, попрощаться с аналоговым эфирным вещанием и перейти на цифровое. Необходимость и необратимость такого перехода вызвана, прежде всего, развитием новых цифровых технологий, позволяющих передавать на одной эфирной частоте не одну, а до десятка различных телепрограмм, а также несколько «радиоволн». В условиях практического отсутствия свободного частотного ресурса это действительно выход для телевизионщиков, желающих запускать и развивать новые нишевые телеканалы, которые в свободном доступе может принимать большая часть населения страны. С другой стороны, уложиться в сроки — вопрос национальной безопасности (прежде всего информационной). Согласно договору, «если мы до 2015 г. не запустим цифровое эфирное вещание, хотя бы в приграничных зонах, у нас на вполне законных основаниях отберут частоты страны-соседи»,— предупреждает независимый эксперт Александр Глущенко.
Эпопея с новыми и новыми отсрочками реализации отдельных этапов перехода страны на цифру тянется уже не один год. В январе 2008 г., когда компания «Украинская цифровая телесеть» получила лицензию провайдера первого цифрового мультиплекса МХ-4, и чиновники Нацсовета по телерадиовещанию, и представители новоиспеченного провайдера заверяли, что уже к весне в Одесской, Закарпатской и Сумской областях цифра стартует в тестовом режиме. Дальше были проблемы с тендером, определяющим, кто же именно будет присутствовать в МХ-4, задержки из-за то ли непросчета частот, то ли неготовности телеканалов выходить в эфир, то ли недостаточного финансирования и переподчинения Концерна РРТ.
Задержки становятся понятными, если учесть, что до сих пор Нацсовет, Госкомсвязи и Минтранс не поймут, кто за что конкретно отвечает и кто что делает. А с бюджетированием и источниками финансирования перехода на цифру вообще ничего не понятно. Отметим, что государственная программа внедрения цифрового телерадиовещания в Украине предусматривает общее финансирование в размере 4,3 млрд. грн., из которых бюджет выделит лишь 8,95 млн. грн., тогда как все остальное должны профинансировать частные инвесторы. Для сравнения, план Нацсовета предусматривал выделение из бюджета 1,086 млрд. грн. и привлечение 4,791 млрд. грн. внебюджетных средств. А на днях глава Государственной администрации связи Олег Проживальский заявил, что «в условиях кризиса надо удешевить весь процесс». Вообще же, по его словам, для внедрения цифрового телевидения в Украине необходимо 3 млрд. грн. Впрочем, «пока нет законодательной базы, об экономической составляющей программы внедрения цифрового телевидения сложно говорить, поскольку государством не определены правила игры на этом рынке»,— полагает Александр Пивнюк, заместитель гендиректора Концерна РРТ.
Радует то, что цифра у нас все-таки стартовала. 1 апреля в Киеве, Житомире (17-я и 18-я синхронные зоны) и Одесской области (70-я и 74-я синхронные зоны) начало работу эфирное цифровое вещание в формате MPEG-4 (до этого несколько компаний распространяли в столице сигнал только в MPEG-2). Но, по оценкам многих экспертов, мы уже практически безнадежно отстали от графика, поэтому после серьезной заминки на старте следующие шесть лет должны пройти просто в спринтерском темпе.
Автор: Артем ВАКАЛЮК
Источник: "Экономические Известия", 12.06.2009 № 99(1097)
|