9 декабря, народный депутат Анна Герман (ПР), предложила (и зарегистрировала в Верховной Раде соответственный проект постановления) принять за основу президентский законопроект №3081, предполагающий изменения в закон «О рекламе».
Дабы не заходить далеко в дебри юридических тонкостей всего законопроекта, рассмотрим, в связи с чем он появился, и как повлияет на отечественный рекламный рынок. Прежде всего отметим, что зарегистрировать и принять подобный законопроект следовало уже давно, так как он связан с необходимостью ратифицировать Европейскую конвенцию о трансграничном вещании. А так как на требования именно этой конвенции опирается наш Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания в выборе зарубежных каналов, которым дозволено (либо нет) вещать на территории нашей страны, подобная проволочка кажется немного странноватой.
Но у этой странности также может иметься логичное объяснение. Во-первых, в принятии предложенных поправок могли быть заинтересованы крупнейшие (да и все остальные) телевизионные каналы, а во-вторых, и сами народные избранники. Прежде всего, законопроект предусматривает введение понятия «телепродажи» как отдельного вида телевизионной рекламы, содержащего публичное предложение заключить договор купли-продажи определенного товара. Таким образом, трансляция программ телемагазинов подпадет под 20%-ную рекламную квоту на большинстве каналов (в самой конвенции понятие телеторговли не трактуется как вид рекламы). Не коснется это лишь специализированных телеканалов, как TV Shop, так как они в принципе занимаются исключительно этим видом деятельности, на что имеют соответствующую лицензию.
Рекламный рынок, который и так сжался в ожидании маркетинговых бюджетов на следующий год, принятие данного документа коснется лишь косвенно. Его последствия ощутят лишь телевизионщики, так как проект вводит запрет телепродаж любых лекарственных средств и медицинских препаратов, а также запрет спонсорства телерадиопередач с использованием названий лекарственных средств и конкретных медуслуг, которые предоставляются и распространяются по предписанию (рецепту) врача. Также ужесточаются требования к трансляцию рекламы на телевидении. Если в нынешней редакции закона прописано, что рекламные блоки можно транслировать практически через каждые полчаса (запрещается лишь прерывать рекламой фильмы или другие передачи длительностью до 42 мин.), то после принятия законопроекта трансляцию программ длительностью более 45 мин. можно будет прерывать рекламой не раньше, чем через каждые 45 мин.
В этом стремлении наши законодатели идут явно не в ногу с Европой. В Великой Британии, например, аналог нашего Нацсовета (Ofcom) наоборот смягчил условия коммерческой деятельности вещателей, разрешив им прерывать трансляцию фильмов не через 45 мин., как было ранее, а через каждые полчаса. У нас же из-за нововведения, рекламные паузы станут только дольше, а эффективность рекламы — ниже.
Если все вышеперечисленные изменения относились только к деятельности вещателей, то следующий пункт не выгоден и политикам. Дело в том, что ратификация конвенции о трансграничном вещании устанавливает максимальную рекламную квоту в эфире на уровне 20%. У нас, в принципе, так и есть, но… Сейчас законодательство предусматривает 5%-ное увеличение рекламной квоты в сутки на протяжении выборного процесса до 25%. А принятие документа ограничит возможность политических сил провести масштабную рекламную кампанию на телевидении, так как уберет этот 5%-ный запас. Поэтому, несмотря на то, что документ был зарегистрирован еще в конце лета, принимать его никто из политиков, в виду возможности проведения еще одних досрочных парламентских выборов, видимо, не собирался. Сейчас же – дело иное: в конце октября документ был одобрен Главным научно-экспертным управлением. Так что реклама на ТВ будет крутиться реже, хоть и дольше.
Артем Вакалюк, www.sostav.ua
Источник:
|