Говорить о глобальном медиаразвитии в дни, когда тысячи журналистов во всем мире теряют работу, может показаться неактуальным. Тем не менее, нужно понимать, что кризис всего лишь ускорил те тенденции в медиасфере, которые уже сформировались. Их воплощение в жизнь было только вопросом времени. Теперь, в связи с кризисом, трансформации будут происходить быстрее, радикальней и без сантиментов. Но вот знает ли кто-то ответ на главный вопрос: какую информационную среду мы получим в результате этого процесса… Посему нынче самое время говорить о тех тенденциях и проблемах, с которыми медиа столкнулись сегодня, и сегодня же думать о том, что нужно предпринять, дабы выйти из кризиса более сильными и конкурентоспособными. Оптимизация и конвергенция
Начнем с самой болезненной из тем: сокращения журналистов и других сотрудников СМИ. Вопрос о том, что штаты многих редакций реально раздуты, остро стоял давно. Особенно это показательно относительно государственных и коммунальных структур. Это имело огромное количество минусов: дорого стоило налогоплательщикам, порождало бюрократическую волокиту, поскольку каждому нужно найти работу, и, в конце концов, позволяло уйти от ответственности, ведь чем больше людей участвуют в процессе, тем сложнее найти виновного в провале. Пока что, правда, сокращения наблюдаются в частном секторе, особенно в сфере печатных СМИ. Это оптимизация, ведь частный бизнес очень оперативно реагирует на рыночную ситуацию. А госбюджет и местные бюджеты пока только формируют, но вполне ожидаемым решением будет как раз отказ от финансирования наименее эффективных программ. И это прямо касается большинства государственных и коммунальных изданий. Меньшее количество журналистов – большее количество работы. В период кризиса это нормально, поэтому переход к конвергенции в работе журналиста будет одним из главных направлений трансформаций внутри редакции. Если журналист Би-би-си может ездить на съемку сам с камерой, ноутбуком и на своей машине и прямо с места делать репортаж, то почему за тот же репортаж в Украине нужно заплатить журналисту, оператору, водителю, а в случае с Первым каналом иногда еще и режиссеру? Тем более что много рекламных денег уходит в интернет, а посему тот же журналист может быстро, прямо с места события выложить картинки на сайт, чем обеспечить оперативность подачи информации. Уже сегодня редакциям стоит вложить в тренинги и мобильную технику, которая, правда, теперь стоит значительно дешевле. Итак, наряду с одним минусом (сокращение рабочих мест) отрасль и СМИ могут получить большое количество плюсов: естественное разгосударствление СМИ; быстрый переход на новые стандарты работы в редакциях; модернизацию и использование ресурсов для вещания в интернете; конкуренцию на рынке журналистов; подъем профсоюзов, ибо если их не «подымет» кризис, тогда они у нас так и останутся «навеки неподъемными». Есть, правда, еще одна опасность – увольнение не наименее профессиональных, а наиболее строптивых. Но если эти строптивые – еще и профессиональные, то от этого уже пострадает само СМИ и бизнес. А он теперь должен будет бороться за сокращающиеся рекламные деньги. Поэтому менеджмент должен будет учитывать этот аспект. Тем, кто временно оказался «за бортом», можно обратить внимание на интернет. Если у вас есть идеи, там точно есть возможности. Те же, кто останется в редакциях, будут иметь возможность быстро обучиться самым новым и перспективным технологиям работы. То же самое касается и навыков развития медиабизнеса. Учиться будут не только новым методам производства, но и новым методам продажи СМИ, распространения и т. д. Это опять-таки сделает отечественную медиасферу более современной. Качество и ответственность
Вспомню свой последний разговор с таксистом. Он жаловался на новости «1+1», мол, включил вчера, посмотрел и жить перехотелось. «Там убили, там сожгли, там украли. Вот был Советский союз, посмотришь вечером телевизор – все хорошо, и засыпаешь спокойно. А теперь что?» – вопрошает таксист. А дальше он произносит ключевую фразу, прямо в точку: «Больше не буду эти новости смотреть». Над этим стоит крепко призадуматься тем, кто формирует информационную политику СМИ. И если раньше рекламные бюджеты росли как на дрожжах несмотря ни на что, то теперь рекламодатели будут учитывать и восприятие информации аудиторией, и качество аудитории, которая до сих пор не устала «есть» «семь С и одно Г». Рекламодатели будут ориентироваться на платежеспособную аудиторию, она, как правило, лучше образована, а посему более требовательна. И это нужно учитывать уже сегодня, если, конечно, есть желание избежать краха завтра. Думаю, тут стоит посчитать, какой процент думающей аудитории перешел на СТБ после определения новой стратегии «ТСН». Пора вспомнить, что люди устали от чернухи, поверхностных сюжетов и сплошного пессимизма. Они начинают хотеть от газет и телевидения конкретных рекомендаций: что делать, как выжить, что кушать, что покупать. Они хотят, чтобы им честно и профессионально рассказывали о том, что происходит. И слово «честно» – ключевое. Тем, кто уже вознамерился пересидеть кризис за счет джинсы, стоило бы вспомнить простую истину: главный капитал СМИ – доверие аудитории. Если одна газета будет писать правду, а другая ставить исключительно пиар, какую купит читатель? А если эту другую газету перестанут покупать, то она сразу же станет неинтересной заказчику. Нужно наконец-то понять: заказуха убивает медиабизнес. И кризис, возможно, ускорит понимание этого простого тезиса… Новые медиа
Для того чтобы понять, как происходит отток аудитории от традиционных СМИ, достаточно посчитать, сколько ваших знакомых среди молодых и не очень молодых людей после работы сидят на «Одноклассниках». А ведь раньше сидели перед телевизорами… Развитие глобальных социальных сетей, развитие блоггинга, когда люди перестают быть пассивными потребителями информации и сами становятся ньюзмейкерами, развитие гражданской журналистики – это то, что будет серьезно подвигать журналистику традиционную. В оперативности традиционные СМИ уже сегодня проигрывают интернету, более того, гражданской журналистике. Ведь снятые на камеру мобильного телефона городские массовые беспорядки появляются на YouTube раньше, чем на любом телеканале. Для того чтобы конкурировать с этими сетями и блогами, журналистика опять-таки должна стать более профессиональной. При таких темпах развития интернета традиционные СМИ останутся главным источником информации только при условии умения профессионально, достоверно и точно сообщать о событиях, при этом предлагая потребителю еще и качественный анализ с привлечением наиболее авторитетных экспертов. Иначе он найдет этих экспертов сам, на блогах. И пообщается с ним без посредничества посредственно разбирающегося в теме журналиста. При этом журналистика наконец-то должна переориентироваться: вместо освещения традиционных «мыльных опер» с «полей политических сражений», журналистам нужно будет научиться смотреть в другом направлении – а что реально беспокоит людей, не двух-трех, борющихся за власть, а миллионы и их самих, в конце концов. Ну и последнее. Стратегии выхода в интернет для всех традиционных СМИ должны стать приоритетным направлением в развитии. Это тоже условия выживания, даже вне зависимости от кризиса. Кстати, я далека от прогноза о повсеместной гибели всех печатных медиа. Смотреть в компьютер 24 часа в сутки нравится далеко не всем. Взять в руки газету хочется, но вот если там читать нечего, тогда приходится устремлять свой взор в более информативное пространство, именуемое интернетом. P. S. Социологи говорят, что во время кризиса выживают не самые сильные и не самые богатые. Выживают оптимисты. В СМИ точно так же: и медиаменеджерам, и журналистам необходимо научиться видеть даже в кризисных ситуациях не опасность, а возможность. Возможность быстрой, но необходимой модернизации и развития в соответствии с новой реальностью. Виктория Сюмар, Институт массовой информации
Источник: МедіаБізнес
|