Объем рынка мобильных дополнительных услуг (VAS) в России в первом полугодии 2008 г., по данным iKS-Consulting, составил $1,8 млрд. К концу года он, по прогнозам агентства, может достигнуть $3,7 млрд, что превысит результат 2007 г. на 39%. На петербургских контент-провайдеров i-Free, "Инфон" и "Нева лайн" приходится примерно половина оборота российского рынка, говорит гендиректор агентства "Неделя сотовых технологий" Денис Кусков.
Обороты "Инфон" выросли на 15% по сравнению с прошлым годом, сообщает замгендиректора компании Сергей Олейник. Доходы "Нева лайн" от контент-услуг в первом полугодии увеличились на 17,2%, абоненты мобильной и фиксированной связи потратили на услуги компании $18,64 млн, говорит гендиректор компании Артем Литвинов. По его словам, контент-провайдеры получают 60-65% от стоимости допуслуги, остальное достается оператору. Средний доход на абонента по Петербургу - $16,5, из которых на долю VAS, по оценке Кускова, приходится около 12%. При этом роль контента и мобильного интернета невелика. До 80% доходов от допуслуг операторам приносят обычные sms, считает Алексей Огоньков, начальник отдела продуктов Северо-Западного региона "Вымпелкома".
Абоненты Петербурга, по оценке Кускова, обеспечивают примерно 12% оборота российского рынка. С начала года доля Северной столицы увеличилась на 2 п. п., этому способствовал запуск сетей 3G и соответственное увеличение трафика, рассуждает эксперт. За последний год i-Free, по словам управляющего директора Кирилла Петрова, увеличила обороты вдвое, в основном за счет микроплатежей. Он считает их наряду с услугой ring-back-tone (RBT), которую активно продвигают мобильные операторы, основными драйверами рынка мобильных допуслуг. RBT, мобильный интернет и микроплатежи до кризиса росли быстрее всего, согласен Литвинов.
Рост потребления допуслуг отмечают и операторы. Больше всего за последнее время вырос сегмент мобильного интернета, в частности, за счет 3G, говорит директор макрорегиона "Северо-Запад" МТС Иван Золочевский. МТС запустила сеть 3G в конце мая, с тех пор число абонентов, ежедневно пользующихся услугами передачи данных, выросло в 7 раз, а объем трафика - в 4 раза. До ввода 3G трафик увеличивался примерно на 10% в месяц, а после - на 50%, говорит Огоньков. Падает потребление wap-трафика, но растет спрос на мобильный интернет, добавляет он.
Финансовый кризис пока не сильно сказался на рынке допуслуг, спрос здесь импульсивный, а цены относительно невысокие, говорит Петров. Стоимость мелодии гудка (RBT) не превышает 90 руб. Мобильный контент не является предметом первой необходимости, но его стоимость не критична для бюджета пользователей и кардинального снижения его потребления не будет, уверен Олейник. Кризис скажется к апрелю 2009 г., потребление допуслуг упадет на 10-20%, прогнозирует Литвинов. "Нева лайн" рассчитывает, что в условиях кризиса телеканалы, для которых будет важен любой источник дохода, вновь обратятся к интерактивным шоу.
По словам Петрова, компания переносит приоритет на B2C-направление, где снижение спроса ниже, чем в B2B-секторе. Кризис повлиял на работу в секторе B2B, потенциальные заказчики заняты улаживанием финансовых проблем и им не до проведения маркетинговых акций с помощью контент-провайдеров, полагает Кусков. Coca-Cola пока не собирается отказываться от мобильного маркетинга, говорит пресс-секретарь компании по России Владимир Кравцов.
НАТАЛЬЯ ЧУМАРОВА, ВЕДОМОСТИ - САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Источник: ComNews
|