Недавно картина Ларса фон Триера "Антихрист" вышла на широкий экран. Шумиха, которую она вызвала в Каннах в мае, не утихает по сей день - теперь Триер эпатирует и обычного зрителя. Реакция тех, кто посмотрел "Антихриста" первыми, уже во всю обсуждается на просторах Интернета: фильм освистали, многие восприняли его цинично, кто-то просто не выдержал и вышел из кинозала до конца показа. И это не удивительно, Триер – мастер эпатажа, и каких бы целей он не ставил, но ему удалось привлечь внимание, а что может быть важнее?
"Антихрист" не отличается гениальным сценарием и на первый взгляд не несет в себе какой-либо определенной концепции. Такое впечатление, что в каждой сцене, в каждом моменте сквозит режиссерское: "Понимайте как хотите...". Сюжет фильма незамысловат: пока семейная пара предается плотским утехам в душе, их маленький сын шагает из окна, на встречу снежинкам и заледенелому асфальту. После чего у матери ребенка (Шарлотта Генсбур) начинаются нарушения в психике, а ее убитый горем муж-психотерапевт (Уиллем Дефо) делает слабые попытки ее излечить. Все остальные события фильма смутно напоминают смесь рекламы геля для душа и типичного американского хоррора, но с претензией на арт-хаус. Полузаброшенный дом в лесу, обилие тумана, воронье карканье, невнятные мистические образы на фоне тотального сумасшествия главной героини, безусловно, все это впечатляет, даже не смотря на некую заштампованность. Впрочем, "Антихрист" заставляет чувствовать что угодно, кроме равнодушия: жестокие кровавые сцены и поразительная игра Генсбур вызывают отвращение и одновременно завораживают.
Что хотел сказать автор так и остается загадкой для большинства зрителей, но, боясь осудить "великого и ужасного" Триера и показаться поверхностными, они поголовно ищут в фильме тайный смысл, хотя истеричный крик главной героини - "Все это не имеет смысла!" - вполне напоминает подсказку режиссера на этот счет.
Что действительно заставляет восхититься, так это операторская работа и звуковой ряд – Гендель, детский плач и хриплые стоны главной героини и ее мужа, которого она сама же истязает, – прекрасный саундтрек, фактически подарок эстетам и единственное прекрасное в ужасающей и мрачной картине женоубийства, извращений и сумасшествия.
Но самым неясным, а для кого-то и оскорбительным шагом, стало посвящение данного "шедевра" Андрею Тарковскому. Вполне возможно, что это связано с тем, что Триер преклоняется перед творчеством Тарковского и считает "Антихриста" работой всей своей жизни, и все же, этим жестом он возмутил кинокритиков и поразил многих зрителей. Картину стоит посмотреть хотя бы из банального любопытства, чтобы уверенно отнести себя или к тем, кто порицает фильм или к тем, кто считает его эпохальным. Ларс фон Триер в одном из интервью уточнил, что "Антихриста" он снимал для себя, что лента является неким лекарством от его затяжной депрессии. И поэтому на протяжении всего фильма возникает вопрос: зачем же показывать широкой публике "фильм для себя"?! "Антихрист" - целый сборник подсознательных страхов режиссера, зарождающий немалые сомнения в его психическом здоровье.
И все же, не смотря на "Антиприз" в Каннах и возмущение критиков, "Антихрист" - крайне любопытная работа, возможно, не эпохальная и не глобальная по своей глубине, но заслуживающая внимания и траты пары часов на ее просмотр.
Элизабет Ахмед Мохамед для RUTV.ru
|